Увеличение интенсивности ведения лесного хозяйства требует постоянного совершенствования инфраструктуры лесных дорог. Содержание их в хорошем состоянии дает возможность снизить транспортные затраты и увеличить ресурс техники. В 2015 году ученые БГТУ планируют разработать ряд схем и предложений, которые позволят увеличить прочность, продлить срок службы и обеспечить движение большегрузной техники на различных территориях лесного фонда страны. Экономить на лесных дорогах расточительно, а содержать их не менее важно, чем строить, уверены специалисты. Об этом наш сегодняшний разговор с заведующим кафедрой лесных дорог и организации вывозки древесины БГТУ, руководителем проекта по разработке и внедрению рекомендаций по ремонту и содержанию лесных автомобильных дорог Михаилом НАСКОВЦОМ.
— Михаил Трофимович, кафедра, которую вы возглавляете, активно сотрудничает с Министерством лесного хозяйства в сфере разработки нормативных документов и на практике. Почему возникла необходимость создания отдельных рекомендаций по ремонту и содержанию лесных автодорог Беларуси?
— Профессорско-преподавательским составом кафедры на протяжении последних лет проводятся работы по созданию нормативно-технической базы проектирования строительства и эксплуатации лесных дорог, что позволило разработать и ввести в действие в 2014 году ТКП «Лесные автомобильные дороги (нормы проектирования и правила устройства)». Этот документ базируется также на правилах проектирования и строительства дорог общего пользования с учетом белорусской специфики. При разработке документа мы широко изучали опыт стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе финский. В этой связи следует отметить, что условия эксплуатации лесных дорог в Беларуси несколько отличаются от условий эксплуатации в других странах. Однако ТКП больше предназначены для проектирования и устройства новых дорог и не отражают в полном объеме рекомендаций по содержанию и ремонту. Поэтому по поручению и за счет средств внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Минлесхоза в текущем году разрабатываются отдельные актуальные для производственников рекомендации по содержанию и ремонту лесных дорог.
— Как вы оцениваете уровень содержания лесных дорог республики?
— Больше всего введено дорог в 2010—2014 гг. и 2005—2009 гг. Это 38,9 и 28,5 процента соответственно от общего числа дорог, находящихся на балансе. За период с 1975го по 1979 год введено в эксплуатацию 9,3 процента дорог. Столь большой срок эксплуатации подразумевает и наличие большего числа дефектов элементов дороги, таких как ямы, колеи, выбоины, подтопление обочин и проезжей части, зарастание откосов и кюветов. Дороги, эксплуатирующиеся 5—10 лет, имеют меньшие повреждения. Однако на таких дорогах чаще встречаются гребенка на проезжей части, размыв откосов, что порой становится причиной разрушения дорожной одежды, а также зарастания откосов мелкими деревьями и кустарниковой растительностью. Все эти виды разрушений как на ранних годах эксплуатации, так и по истечении 20—30 лет возникают чаще всего от несвоевременного проведения мероприятий по ремонту и содержанию дороги, из-за погрешностей при проектировании дорог, превышения допустимых нагрузок на дорожное полотно и метеорологических условий.
— Ежегодно в Финляндии строится около 400 км лесных дорог, а реконструируется 4000 км…
— Затраты на содержание дорог во много раз меньше стоимости их строительства. Однако, если какоето время лесная дорога не эксплуатируется, все равно периодически следует выполнять необходимый минимум работ по ее ремонту и содержанию. Предание дорог забвению ведет к их быстрому зарастанию и выходу из строя и, как следствие, к недостаточному количеству дорог в освоенных прежде лесосырьевых базах. Иногда приходится вести лесные дороги там, где они уже были ранее построены. Вместе с тем следует отметить недостаток на лесных территориях базовых дорог, по которым лесные грузы перевозятся в течение всего года, а также наличие в составе лесотранспортных сетей дорог, которые имеют большой срок эксплуатации. Многие из таких дорог были проложены более 20 лет назад. Это значит, что их эксплуатационные качества не в полной мере отвечают требованиям движения современной лесовозной техники, имеющей значительные осевые нагрузки.
— На чем будут базироваться ваши рекомендации по ремонту и содержанию лесных дорог?
— Прежде всего мы выявили основные разрушения лесных дорог, что позволило нам предложить конструкции и технологии по их ремонту и содержанию. Предложенные находки пройдут практическую апробацию в лесхозах республики, после чего они будут корректироваться для дальнейшего утверждения. Также с практической точки зрения рекомендации должны учитывать основной список техники, которая может эффективно применяться лесхозами Беларуси для дорожных ремонтно-строительных работ.
— Какие конкретно технологии ремонта дорог вы предлагаете специалистам?
— Рекомендации по ремонту зависят от типа разрушений. Так, в случае образования на всем протяжении дороги большого количества ям, гребенки мы рекомендуем предварительное разрыхление поверхности на определенную глубину с добавлением песчаногравийного материала с последующим ее уплотнением. Есть разработки по применению геосинтетических материалов. В этом случае такие материалы могут применяться как в виде горизонтальных, так и в виде вертикальных прослоек, укладываемых в колею или на всю ширину дороги. В дальнейшем они засыпаются грунтом и уплотняются. К примеру, в случае укладки вертикальных прослоек в колеи колесо наезжает на участок дороги между двумя прослойками и грунту некуда расползаться. Таким образом, повышается несущая способность дорожного полотна. Когда колеи грунтовых дорог достигают 30 см и более, в них рекомендуется вкладывать геосинтетические ленты из сочетания вертикальных и горизонтальной прослоек, поверх которых отсыпается грунт. В Прибалтике, например, для проезда тележек и форвардеров на грунтовых дорогах в колею укладывают деревянные щиты. Такая схема у соседей окупается за три перекладки этих щитов. У нас для этих целей возможно применение геосеток в сочетании с хворостяной выстилкой. Функция геосетки заключается в перераспределении нагрузки на большую поверхность, что снижает образование колейности. Эти и другие конструкторскотехнологические решения согласно заданию будут дополняться с учетом технологических нюансов, которые еще будут выявлены практиками.
— Михаил Трофимович, кто, по вашему мнению, должен заниматься содержанием и ремонтом существующих и вновь строящихся лесных дорог?
— Следует отметить, что в лесхозах не хватает специализированных бригад для выполнения таких работ. Они могли бы войти в состав лесопунктов, сформированных в лесхозах. Комплектация кадрами может осуществляться за счет специалистов лесоинженерного профиля. Имея такие отряды, лесхозы могут удешевить строительство своих дорог. Ведь иногда в погоне за низкой ценой тендер выигрывает неблагонадежная организация, и в итоге страдает качество. Если же строительством и уходом лесхозы будут заниматься в рамках своего ведомства, результат будет лучше. Ведь дороги имеют важное значение для контроля пожарной обстановки и проведения биотехнических мероприятий.
— В завершение разговора расскажите, над какими проектами в области лесных автодорог вам и вашим коллегам предстоит работать в ближайшее время?
— Прежде чем строить новые дороги, необходима инвентаризация существующих. Ведь, по разным данным, территорию республики охватывает сеть лесных дорог протяженностью от 116 до 140 тысяч километров. В рамках программы «Леса Беларуси» в течение 2016—2018 гг. совместно с РУП «Белгослес» и РУП «Белгипролес» планируется всетаки внести ясность: сколько точно километров лесных артерий в стране. За счет средств внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Министерства лесного хозяйства планируется разработать ряд дополнительного сменного оборудования для погрузчиков «Амкодор». Сейчас такая техника находит широкое применение при ремонте и содержании дорог в лесхозах. А новые сменные органы позволят качественно уплотнять отсыпаемый материал дороги и бороться с зарастанием придорожной полосы.
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев