В идеале плюс14 тысяч!

В идеале плюс14 тысяч!

Наука — производству

Виктор ГАВРЫШ
24.08.2017 Версия для печати

Более 14 тысяч километров лесных дорог нужно построить в Беларуси дополнительно для обеспечения своевременной вывозки заготовленной древесины. Такое мнение выразила доцент БГТУ, кандидат технических наук Евгения Бавбель, которая в составе научного коллектива провела исследования по теме «Создание опорной сети лесных автомобильных дорог на основе ГИС-технологий».

По ее словам, белорусские ученые изучили опыт ряда государств со схожими условиями лесозаготовки: Австрии, Германии, Канады, России и США. Они пришли к выводу, что для обеспечения успешной работы лесного комплекса в целом необходимо иметь разветвленную транспортную сеть лесных дорог. В настоящее время в Беларуси их протяженность составляет 0,222 км на 100 га. А оптимальное значение для нашей страны составляет 0,432 км на 100 га.

Для достижения такой густоты лесотранспортных путей ежегодно необходимо строить 100—120 км лесных автомобильных дорог круглогодового действия. А прогнозирование расположения лесотранспортной сети на основе динамики лесоводственно-таксационных характеристик насаждений является весьма актуальной задачей для лесного комплекса.

По мнению ученого, ранее основное внимание исследователей сводилось к проектированию лесотранспортных сетей в лесных массивах больших размеров (100x100 км и более) и уточнению затрат для их освоения. При этом предложенные методы не учитывают неравномерность распределения запасов древесины, степень концентрации лесосек, определение очередности строительства лесных дорог, установление местоположения и количества искусственных сооружений и т. д.

Поскольку теперь весь лесной фонд страны оцифрован, белорусские ученые смогли предложить математическую модель размещения лесотранспортных путей и метод прогнозирования их расположения на основе ГИС-технологий. На основе данного метода ими разработаны алгоритм и программное обеспечение прогнозирования расположения лесотранспортных сетей, базирующиеся на динамике лесоводственно-таксационных характеристик насаждений и специальной цифровой модели местности.

Исследователь отмечает, что от правильности определения очередности строительства лесотранспортных сетей зависит ритмичность работы предприятий, динамика освоения инвестиций и эффективность лесозаготовительного производства. Поэтому разработанный ими метод прогнозирования позволяет определять очередность строительства лесных дорог по двум критериям: минимум затрат и наступление спелости. Первый предполагает минимум суммарных затрат на строительство дорог, их содержание и вывозку древесины. А второй учитывает период достижения возраста рубки насаждений.


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: