Дорога к успеху

Дорога к успеху

Кем гордимся

Арина САНДОВИЧ
09.02.2015 Версия для печати

В прошлом номере «БЛГ» мы сообщили нашим читателям о награждении лауреатов XX Республиканского конкурса научных работ студентов, среди которых было и двое представителей факультета технологии и техники лесной промышленности БГТУ — Татьяна Селезнева и Максим Данилович. Теперь настало время рассказать о талантливых молодых исследователях подробнее. 

Татьяна СЕЛЕЗНЕВА: «Я четко знала, куда и зачем поступаю»
Не зря говорят: знать, что ты хочешь — уже половина успеха. Выпускница факультета технологии и техники лесной промышленности Татьяна Селезнева не теряет времени даром и успешно строит карьеру в УП «Белгипролес», где работает инженером-проектировщиком 2-й категории. Главный же секрет профессионального успеха, по ее мнению, состоит в том, чтобы искренне любить свое дело и активно брать на вооружение все новые тенденции и направления, которые происходят в твоей отрасли. 

— Татьяна, конкурс был не шуточный: 3834 присланных проекта! Тем не менее ваш «Строительный проект лесной автомобильной дороги ГЛХУ «Волковысский лесхоз» был высоко отмечен — вы стали лауреатом. Как вы думаете, что помогло вам победить?
— Начнем с того, что в прошлом году я также принимала участие в данном конкурсе. Правда, тема у меня была иная — «Лесная автомобильная дорога в Оршанском лесхозе». Тогда я получила диплом первой категории.  Главным же преимуществом моей нынешней работы, которая, к слову, стала и дипломным проектом, по сравнению с другими было то, что она хорошо применима на практике и имеет подтвержденный расчетами экономический эффект. Кроме того, строительный проект делался не вручную, а с помощью специальной программы российского производства CREDO ДОРОГИ. Она просчитывает тысячи вариантов и помогает выбрать самый оптимальный, при котором получается наименьшая себестоимость работ. Эту полезную программу в «Белгипролесе» закупили в ноябре прошлого года. При помощи ее, кстати, и сама стоимость проекта выходит намного дешевле. Что же касается непосредственно лесной дороги в Волковысском лесхозе, то протяженность у нее небольшая — 3565 метров, а построена она по типовым проектным решениям.  
— Во многих странах при проектировании лесохозяйственных дорог экологический фактор играет решающую роль. А как у нас? 
— Мы также учитываем этот аспект: к примеру, если на месте будущей лесной дороги протекают маленькие ручейки, то стараемся спроектировать все так, чтобы не нанести им вреда. Не стоит забывать и о том, что каждый наш проект проходит государственную экспертизу. А если лесная дорога будет располагаться вблизи заказника или национального парка, то проект дополнительно проходит еще и  экологическую экспертизу. Но в целом существенного влияния на экологию она не оказывает, так как относится к дорогам низшей категории, а при ее строительстве используется песчано-гравийная смесь. 
— За счет чего достигается экономический эффект при строительстве лесных дорог?
— Хорошая ликвидная древесина нередко располагается на труднодоступных участках, и, чтобы освоить лесосеку, лесхозам нужно прокладывать туда дорогу, которая в дальнейшем будет использоваться и для посадки лесных культур, и  в пожароопасный период. Как видите, спектр применения очень  широк. Много дорог нам еще предстоит построить. К примеру, в тех же Скандинавских странах, где высокоразвита лесная отрасль, лесных транспортных дорог в разы больше, и они приносят им ощутимый экономический эффект.
— Инженерное дело  и лесная отрасль — традиционно мужская сфера деятельности, что подвигло вас к этому? 
—  Любовь и интерес к лесу мне привил папа, который закончил Лисинский лесхоз-техникум, затем — Лесотехническую академию в Ленинграде. Когда я была маленькая, он работал лесником в Оршанском лесхозе и часто брал меня с собой по делам в лес, где я знакомилась не только с природой, но и со спецификой работы в лесной отрасли. По результатам централизованного тестирования набрала высокие баллы и могла поступать даже в самые популярные среди абитуриентов вузы, но выбрала БГТУ. Я четко знала: куда и зачем поступаю, чем буду заниматься после окончания учебы. Это очень важно, без этого невозможно добиться успеха в карьере. Но самое главное: мне, действительно, было интересно учиться. Помню, на факультете не сидела сложа руки, в ожидании счастливого случая, а сама расспрашивала преподавателей, в каких конкурсах можно поучаствовать, какие там требования и т. д. К концу 4-го курса уже работала на полставки в «Белгипролесе»: к чему очень стремилась, поскольку хотелось закрепить свои знания практикой. Если бы я искренне не любила свою профессию, вряд ли бы мне удалось всего этого достичь.

Максим ДАНИЛОВИЧ: «Увеличиваем производительность  лесной техники»

К своим 22 годам он успел многого добиться: звание лауреата на престижном конкурсе научных работ студентов, два патента за разработки в сфере лесной техники, три авторских свидетельства. В июне Максим Данилович закончил  факультет технологии и техники лесной промышленности, дальше — магистратура и работа над новыми  изобретениями. 
 
— Максим,  не могу не спросить: откуда у вас такой интерес к изобретательству?
— Не знаю, видимо, родился таким (Смеется. — Прим. авт.). Парадокс в том, что я не отношусь к «народным умельцам» и в обычной жизни ничего не мастерю и не изобретаю.
— Тем не менее ваши разработки в сфере лесной техники были высоко оценены на недавнем конкурсе… 
— То, что мне удалось стать лауреатом, — заслуга моих преподавателей, которые все эти годы помогали мне развиваться в профессиональном плане через участие в различных исследовательских проектах и конкурсах. Вряд ли бы я сейчас занимался усовершенствованием лесной техники, если бы не мой научный руководитель доцент кафедры лесных машин и технологии лесозаготовок Василий Антонович Симанович. Именно он привил мне к этому интерес, предложив еще на первом курсе поучаствовать в разработке одного проекта. Первый успех меня несказанно окрылил, и я начал активно искать возможность и в дальнейшем участвовать в исследовательской деятельности. Под чутким руководством Василия Антоновича мне удалось реализовать немало научных разработок, получив два патента и три авторских свидетельства. К примеру, первый патент наш коллектив авторов получил за совершенствование захватного устройства, а второй — за улучшение проходимости трелевочной тележки.  
Моя нынешняя работа «Обоснование и выбор параметров лесных погрузочно-транспортных машин» была посвящена улучшению рабочих характеристик погрузочно-транспортной МЛПТ-354, в частности, его погрузочно-захватного устройства. Поясню, при погрузке длинномерных лесоматериалов порой возникают определенные сложности: из-за их отдаленности от машины оператору приходится проделывать дополнительные операции, которые, соответственно, уменьшают производительность. Мы же вместе с научным руководителем Василием Антоновичем дополнили захватное устройство протаскивающим механизмом, который позволяет даже на расстоянии взять за ближайший конец длинномерный лесоматериал и протянуть его до центра тяжести. 
— Изучали ли вы зарубежные аналоги при работе над этим проектом?
— Естественно. Зарубежные производители лесной техники сегодня предлагают множество погрузочных машин экстра-класса, но и стоят они соответствующе. Поэтому основная цель, к которой мы стремимся, занимаясь своими исследованиями, повышать производительность  лесной техники отечественного производства. Думаю, что наше изобретение может заинтересовать как иностранных производителей, так и белорусских. 
— Вместе с дипломом лауреата конкурса вы получили и денежный приз. Если не секрет, на что планируете его потратить? 
— А я его уже потратил — на свой выпускной. Так что, победа в конкурсе пришлась очень кстати.  
— Каковы дальнейшие планы?
— Мне пока нравится заниматься научной деятельностью, поэтому я и решил учиться дальше — в магистратуре, а затем, надеюсь, и в аспирантуре. 
Участие в Республиканском конкурсе научных работ студентов мне многое дало в профессиональном плане. Так что к следующему году постараюсь подготовить еще одну перспективную разработку!  

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: