Нет такого белорусского лесовода, который бы не знал о существовании Негорельского учебно-опытного лесхоза. И о ботаническом саде этого лесхоза. И о дендрарии в этом ботаническом саду. И о человеке, который в этом дендрарии знает буквально каждое дерево, доценте кафедры лесоводства БГТУ, кандидате сельскохозяйственных наук Геннадии Климчике.
Геннадий Яковлевич ходит по дендрарию, как по собственному саду. Он безошибочно определяет каждую представленную в нем породу и моментально называет все ее отличительные особенности. Скажем, одних орехов тут пять видов. Орех грецкий, серый, черный, сердцевидный, маньчжурский, отличающиеся некоторыми признаками, главные из которых — форма листьев и плодов. Морфологическими признаками по-научному.
А всего, по подсчетам сотрудников университета, в настоящее время в дендрарии произрастает около тысячи видов, сортов и форм деревьев и кустарников. Доцент Климчик досконально знает их все и передает свои бесценные знания студентам лесохозяйственного факультета. Уже более четверти века…
В науку Геннадий Яковлевич пришел, можно сказать, по воле случая. В 1982 году он окончил лесохозяйственный факультет тогдашнего Белорусского технологического института им. С. М. Кирова. Был распределен в проектный институт. Но пока проходил обязательные для выпускников-парней трехмесячные сборы будущих офицеров запаса, теплое место оказалось занятым. Из-за этого Климчик перераспределялся целых три раза. Одним из потенциальных мест работы был Негорельский учебно-опытный лесхоз. Но и туда с первого раза попасть не получилось.
В итоге молодого специалиста определили на кафедру лесоводства в альма-матер. Был рекомендован в качестве соискателя. Но в то время была мода брать на очную форму обучения в аспирантуру иностранцев из дружественных стран. Поэтому в очной аспирантуре места для молодого сотрудника не нашлось.
И Геннадий Климчик принял предложение тогдашнего директора Негорельского учебно-опытного лесхоза Виктора Дмитриевича Турлюка. Он уехал из столицы и поступил в аспирантуру на заочную форму обучения. За два года сдал экзамены кандидатских минимумов и по крупицам начал собирать материал для диссертации, подрабатывая одновременно на кафедре лесных культур.
В 1987 году, вскоре после окончания аспирантуры, защитился. А в 1990-м профессор Леонид Николаевич Рожков снова предложил ему место на кафедре в институте. С должности научного сотрудника и началась карьера ученого и преподавателя на кафедре лесоводства. С тех пор он трудится здесь. И все эти годы курирует дендрарий в ботаническом саду филиала БГТУ «Негорельский учебно-опытный лесхоз».
Ежегодно под его руководством студентами проводится инвентаризация деревьев и уход за ними: обрезка, удаление сухих сучьев и иногда, к сожалению, отмерших экземпляров. Кроме того, целенаправленное, осуществляемое из года в год пополнение коллекции растений. Летом вместе с молодыми учеными он постоянно проводит фенологические наблюдения.
Данное направление научных исследований позволяет оценить состояние растений, дает объективное представление о закономерностях смен фаз роста и развития в сезонном цикле, периодах роста и покоя. Оно также дает понимание того, как влияют на растения, например, заморозки, вредители, каким образом меняются параметры роста и развития того или иного вида в зависимости от почвенных, световых условий, системы ухода и т. д.
Собирая в дендрарии гербарии, студенты на практике закрепляют знания о растениях. Досконально изучить конкретное растение по фотографии на экране монитора невозможно. Дендрарий же весьма эффективно позволяет сделать это, и изначально он закладывался именно как учебная база для практики по дендрологии.
— С научной точки зрения польза дендросада заключается в наблюдении за интродуцированными видами для определения степени их соответствия местным условиям, — рассказывает о своей работе Геннадий Яковлевич. — У меня есть ряд публикаций по результатам этих наблюдений. Оказалось, что растения-иностранцы чрезвычайно капризны. Например, привезенные из Украины среднеазиатские виды выпали у нас практически все. А вот интродуцированные непосредственно из Средней Азии, как ни странно, оказались более устойчивыми к белорусским условиям. Впрочем, в интродукции большое значение имеет районирование. Почвенно-климатические особенности даже в пределах нашей страны довольно существенно различаются.
Главный же смысл наблюдения за интродуцентами, считает Геннадий Климчик, заключается в оценке возможностей их использования в хозяйственной деятельности и подготовке на основании этих рекомендаций к производству, например для озеленения городов или повышения продуктивности и устойчивости лесов. Конкретно в условиях нашего дендрария можно установить, какой из видов предпочтительнее в условиях Минской области, и в этом случае он фактически выступает в роли испытательного участка.
По словам доцента, позитивное отношение студентов к учебным практикам в Негорельском учебно-опытном лесхозе за годы его работы не изменилось. У будущих лесоводов практикой охвачены все курсы — от первого до четвертого. Например, по линии кафедры лесоводства первокурсники изучают ботанику — флористическое разнообразие травянистых растений, на втором курсе — дендрологию, на третьем — лесоведение, на четвертом — лесоводство. И это далеко не полный перечень учебных дисциплин, осваиваемых на базе лесхоза.
— Каждый новый набор студентов — это интересно, — считает Геннадий Яковлевич. — А вообще преподаватели, как и студенты, живут по четкому алгоритму: от сессии до сессии. Я горжусь тем, что участвовал и участвую в подготовке специалистов для лесного хозяйства Беларуси. У меня более 150 дипломников, успешно защитивших под моим руководством дипломные проекты. А всего выпускников за эти годы прошло через мои руки порядка двух с половиной тысяч. В каждом лесхозе нашей страны сегодня работают мои бывшие студенты.
Недавно Геннадию Климчику исполнилось 60 лет. Коллектив «БЛГ» присоединяется к поздравлениям коллег и друзей юбиляра. Желаем ему крепкого здоровья и долгих лет успешной работы по подготовке специалистов для лесного хозяйства Беларуси.
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев