Принцип один. Не навреди

Принцип один. Не навреди

Дело, которому служишь

Наталья ЦЕЛИТАН
15.11.2018 Версия для печати

Мы с большим удовольствием продолжаем рассказывать о людях, удостоенных высокого звания «Ганаровы лесавод». Их значительный вклад в развитие лесной отрасли неоспорим, а профессионализм и преданность делу достойны подражания. В нынешнем году накануне Дня работников леса нагрудный знак был вручен и Леониду Юрьевичу Демьянику.

— Моя карьера, можно сказать, развивалась так же, как и у любого трудящегося в лесном хозяйстве нашей страны, — говорит Леонид Юрьевич. — В отрасли есть возможность реализовать себя. Нужно только упорно трудиться.

Еще в школе Леонид Юрьевич решил пойти по лесной дороге за компанию с другом-одноклассником. «Вот так сидели за одной партой и решили пойти в лесной техникум, — вспоминает он, — кто первым предложил, я уже и не помню». Как показала жизнь, выбор оказался правильным. Ребята настолько погрузились в лесное дело, что до сих пор не изменили ему. И даже когда после второго курса обучения в техникуме Леонида Юрьевича призвали служить на Балтийский флот и по окончании службы убеждали остаться, он вернулся в Полоцк.

— Я понял, что лесовод — это мое призвание. С каким удовольствием ехал по первому адресу трудовой прописки — в Речицкое лесничество Ивацевичского лесхоза. Трудился мастером, как сейчас помню: семь лесников в подчинении, семь обходов. А вот свои первые посадки проводил уже будучи помощником лесничего Тальковского лесничества ­ГЛХУ «Пуховичский лесхоз». На этой должности я проработал девять лет, до 1998 года.

— А затем вы попали в производственную сферу?

— Да, здесь же, в Пуховичском лесхозе, семь лет трудился начальником деревообрабатывающего цеха «Талька» и четыре — главным инженером. После недолгое время я отвечал, как главный инженер, за промышленное производство Минского объединения.

А потом карьера стремительно пошла вверх: в 2010 году я был назаначен начальником управления производства и реализации продукции Министерства лесного хозяйства, а в 2012-м — заместителем министра лесного хозяйства Республики Беларусь. В моем ведении оказалось то самое промышленное производство, которым и занимался последние годы, только в масштабах страны.

— На что делали ставку, приступив к работе в должности заместителя министра?

— На культуру производства. Когда я пришел руководителем в цех в 1998 году, до его административного здания невозможно было дойти без сапог. На погрузочных площадках «Уралы» проваливались в грязь по кабину. Сегодня же благодаря многолетней системной работе наши производства не узнать — модернизированные, благоустроенные подразделения радуют глаз. Всё на своих местах, нет захламленности, беспорядка. А самое главное — они успешны: растет производительность труда и осваиваются новые конкурентоспособные виды продукции. Что еще нужно? Когда-то я увидел идеальный порядок в цехах частного мебельного производства. Тогда казалось, не может быть так чисто там, где перерабатывается древесина. Меня он удивил настолько, что я подумал, как же нам достичь такого состояния в лесхозах. Не везде еще, конечно, но в большей степени нам есть чем гордиться. Мы научились хранить лесопродукцию и научились производить продукцию, которой доволен покупатель.

— Вас, наверное, особенно радует то, насколько укрепило свою материальную базу в последнее время лесное хозяйство многооперационной техникой, современными деревооб­рабатывающими линиями?

— Я больше радуюсь тому, что наши люди наконец почувствовали, что такое комфортные, безопасные условия труда, что такое благоустройство, порядок. Я считаю, они это заслужили. Не месить грязь по территории цеха, а поесть в теплых и чистых помещениях, принять душ, сесть в комфортную кабину рабочей машины, стать за пульт управления современным станком. То, что сделано в нашей отрасли для людей, — дорогого стоит. Из этого и складывается культура производства.

— Леонид Юрьевич, ваш щепетильный подход к делу сыграл роль в соблюдении порядка, особенно требований по охране труда.

— Да я мог заехать с проверкой в любой лесхоз, следуя в пункт назначения. А ведь это работает на благо людей, в первую очередь на их безопасность. Многие думают, что мелочи на авось сойдут. Не сойдут! От такого мышления нужно избавляться. Это подтверждает наша статистика несчастных случаев. Работник лесной отрасли должен вернуться домой живым и здоровым. И я рад тому, что люди это поняли, в том числе и то, что нужно и впредь работать в этом направлении.

— Упрямая статистика порой перечеркивает всю налаженную работу по охране труда, обесценивает затраты. Где все-таки, по вашему мнению, слабое место?

— Я считаю, недорабатывают начальники бюро по охране труда, инженеры. Здесь нужна системная бескомпромиссная работа. И это не пустые слова. Подтверждением тому мой личный опыт. Будучи начальником цеха, я не формально подходил к инструктажам. Читали даже вслух, если нужно было. Был требователен к дисциплине и порядку: каждый работник безоговорочно убирал после смены свое рабочее место, за этим ежедневно следил мастер, а уж после мастера проверял я сам. И если он что-то пропускал, то был наказан.

— А в ГПЛХО?

— В объединении я проработал недолго, поэтому не скажу, что успел наладить какую-то систему.

— Оглядываясь назад, какие моменты вы вспоминаете?

— Мне запомнился засушливый 1992 год. Горели болота, весь летний период осадков не было совсем. Я с такой засухой столкнулся впервые. Мы с коллективом буквально ночевали в лесу, чтобы оперативно реагировать на каждое возгорание. Такое никогда не забудешь, равно как и стихию 2016 года. Работа по ликвидации ее последствий, которая была проведена работниками отрасли в неимоверно короткие сроки, — трудовой подвиг наших людей. И ее результатом можно без преувеличения гордиться. Этого мы смогли достичь благодаря сплоченности, самоотверженности наших людей, а также поддержке со стороны многих организаций, государства. Не уверен, что в мире есть еще подобный пример. Ну и, конечно, я постоянно бываю в лесничестве, где работал, любуюсь своими первыми посадками, которым уже 28 лет.

— Леонид Юрьевич, все-таки в душе вы больше лесовод или производственник?

— Вы знаете, не важно, чем занимаешься в лесном хозяйстве. В душе я, конечно, лесовод и всегда исходил из тех лесоводственных требований, которые у нас существуют. Думаю, никто не скажет, что я потребовал выполнить какой-то производственный план в ущерб нашему главному природному ресурсу.

— Ваш главный принцип в работе — это…

— Принцип один. Он простой. Не навреди. Ни своими поступками, ни решениями — ни делу, ни людям. Всю свою жизнь я стараюсь ему следовать. Важно, чтобы люди, которые трудятся в лесном хозяйстве, жили достойно и счастливо и гордились профессией. Чтобы общественность знала, что работа в лесном хозяйстве — это престижно и надежно. А в нынешних реалиях важно, чтобы климатические изменения, с которыми мы столкнулись в последнее время, не привели к глобальным изменениям в лесном хозяйстве. С остальным лесоводы справятся.


От редакции. Когда номер  готовился к печати, стало известно, что Лео­нид Юрьевич уходит с должности заместителя министра лесного хозяйства. Но где бы он ни продолжил свою трудовую деятельность, можно не сомневаться, что его богатый опыт еще послужит белорусскому лесу.


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: