Разработка ветровально-буреломных лесосек Гродненским ГПЛХО
На буреломах, которые произошли в Гродненской области, лесхозы объединения заготовили 185,9 тыс. кубометров древесины на площади 7933,7 га. В ликвидации последствий разгула стихии принимали участие все 11 лесхозов Гродненского ГПЛХО.
В Червенском и Смолевичском ГЛХУ силами всех лесхозов области заготовлено 367 тыс. кубометров древесины. Около 70 % от этого объема — с помощью многооперационной лесозаготовительной техники.
На разработке буреломных делянок постоянно трудилось 270 человек, было задействовано 25 харвестеров, 22 форвардера, 20 единиц иной трелевочной техники, 25 сортиментовозов и более 80 бензопил.
Генеральный директор Гродненского ГПЛХО Владимир СЕМЕНЮК: «Работали не считаясь со временем»
— О разрушительных последствиях стихии я узнал на следующее утро после ее разгула по телефону от министра лесного хозяйства Михаила Амельяновича. Он сказал: «Повреждены очень большие площади леса. Поэтому готовьтесь для оказания помощи». И мы, словно военные, оперативно приступили к заготовке древесины на буреломных участках. Растерянности никакой не было, поскольку для нас это не первый ветровал. Перед нами была поставлена конкретная задача. Поскольку в последние годы отрасль провела масштабное техническое перевооружение, то вопрос был только в том, выдержит ли техника. А в наших людях я нисколько не сомневался. В результате древесина была убрана в установленные сроки, что позволило реализовать ее на внутреннем и внешних рынках. Если бы, как и прежде, ставка делалась на ручную заготовку, то разработка этих делянок не закончилась бы и в 2017 году.
За эти месяцы мы так привыкли к постоянному напряжению, что даже стало чего-то не хватать. Не могу сказать, что ветровал стал для нас «концом света». Наоборот, за время разработки ветровально-буреломной древесины люди научились справляться с большими объемами работ, научились считать деньги и получать экономическую выгоду. Словом, это была хорошая школа и проверка на прочность.
Хочу выразить слова благодарности всем, кто принимал участие в ликвидации последствий стихии. А в нашем объединении есть люди, которые трудились на ветровалах по 130—150 дней. Но даже в такой ситуации не было ропота, недовольства, если требовалось, люди работали днем и ночью. Конечно, были отдельные пожелания, были какие-то моменты, связанные с семейными обстоятельствами, но в целом все понимали, что работу надо завершить в максимально короткие сроки, не считались со временем. Поэтому все работали столько, сколько было необходимо.
Директор ГЛХУ «Скидельский лесхоз» Анатолий БУМБУЛЬ: «Самым сложным было наладить быт»
— Особых сложностей с мобилизацией людей и техники у нас не возникало — все с пониманием отнеслись к случившемуся и сами вызвались выехать на ликвидацию последствий стихии, — рассказывает директор ГЛХУ «Скидельский лесхоз» Анатолий Бумбуль. — Основной нашей задачей была координация действий и правильное использование мощностей. Первыми на место выехали главный инженер Антон Рукосуев, начальник отдела лесного хозяйства Иван Кушмар и технический руководитель лесопункта «Озеры» Иван Скорб. Все были шокированы неистовой силой стихии, с такими масштабами прежде никогда не сталкивались. Во время ликвидации последствий урагана мы заготовили 38 858 куб. м древесины, причем 100 % механизированным способом. Коллектив работал четко и слаженно.
Самым сложным в первое время командировок для нас было наладить быт людей и привыкнуть к условиям работы на выезде, — вспоминает Анатолий Чеславович. — Несмотря на то что основные силы были брошены на Червенский и Смолевичский лесхозы, работа в Скидельском лесхозе не прекращалась. Конечно, нехватка рук ощущалась, но жаловаться мы не привыкли и из ситуации вышли — стали более активно пользоваться рынком лесозаготовительных услуг.
Александр ВИДЕВИЧ: «Дочка ждала и спрашивала, когда же вернется папа»
Машинист форвардера ГЛХУ «Ивьевский лесхоз» Александр Видевич провел в командировках на разработке ветровально-буреломных лесосек 131 день. Благодаря безукоризненным навыкам управления форвардером «Амкодор 2661» машинист зачастую даже перевыполнял планы, но при этом не страдало и качество работы: вся лесопродукция была идеально отсортирована по породам, сортиментам и размерам.
За время работы в Смолевичах и Червене Александр Гендрихович подвез 7300 кубометров древесины.
— Я выехал в Червенский лесхоз на следующей неделе после разгула стихии. Из нашего лесхоза на помощь в разработке ветровально-буреломных лесосек отправились два лесозаготовительных комплекса.
Каждый день в командировках начинался одинаково: в пять утра подъем, в шесть ты уже сидишь за пультом управления машиной. А к восьми утра те машинисты, у которых смена начиналась в обед, готовили для нас завтрак. Моя смена заканчивалась в два часа дня, и после нее я становился главным «шеф-поваром» на импровизированной кухне в нашем вагончике. Запомнилось приготовление обеда на 17 человек — такого опыта у меня еще не было, но ничего, справился, всем понравилось.
В командировки мы отправлялись вахтовым методом, две недели через две. А у меня же в это время шло еще и строительство дома. Функции прораба временно пришлось переложить на жену, которая сейчас находится в декретном отпуске. Конечно, я очень скучал по своей двухлетней дочурке, но сколько радости у нее было от каждого моего приезда! Дочка знала, что папы долго не будет, но он обязательно вернется и поэтому всегда ждала меня.
Чтобы все дни не были похожи друг на друга, мы старались чем-то занять редкие свободные часы. В футбол гоняли, натягивали волейбольную сетку и играли в волейбол. Команд собралось немало, к нам приходили ребята из других лесхозов, чтобы поиграть. А в воскресенье мы отправлялись в баню, которая находилась в соседней деревне.
Покинули мы район буреломов на следующей неделе после Пасхи.
Сейчас наш дом уже почти достроен, осталась лишь внутренняя отделка. Так что жена с обязанностями прораба справилась, считаю, на отлично. Скоро рядом с домом появится и гараж. Надеюсь, что больше никакие внештатные ситуации не оторвут меня так надолго от дома и семьи.
Геннадий ВОЙТЮЛЬ: «230 дней на буреломах»
Начальник лесопункта ГЛХУ «Щучинский лесхоз» Геннадий Войтюль 230 дней руководил командой лесхоза на ликвидации последствий бурелома в Червенском и Смолевичском лесхозах. Под его руководством было заготовлено и вывезено 23 824 кубометра ликвидной древесины.
Геннадий Францевич занимался подбором делянок, составлением технологических карт, руководил процессом разработки лесосек, контролировал соблюдение правил охраны труда, при этом уделял внимание и качеству заготавливаемой продукции.
— Первый раз я отправился в Гребенское лесничество Червенского лесхоза 18 июля, то есть через 5 дней после того, как там произошел ветровал. Конечно, сразу впечатлил масштаб трагедии — такого никто из нас еще не видел. Во время командировок, а их теперь и не сосчитать, мы жили в вагончиках, которые привезли с собой. Конечно, об уровне комфорта в полевых условиях говорить сложно, но после долгого рабочего дня нам немного нужно было для отдыха: спальное место, горячая еда и тепло, чтобы не замерзнуть зимой.
Кстати, и 2017 год я тоже встретил в командировке. С ребятами мы накрыли стол, включили телевизор и прямо в вагончике посреди леса отметили праздник. А утром 1 января уже приступили к работе, несмотря на то что директор лесхоза предлагал этот день сделать выходным. Каждый из нас понимал: чем быстрее и качественнее мы выполним свою работу, тем скорее вернемся домой.
Особо сложной для меня стала самая первая делянка в восьмом квартале Гребенского лесничества. Ветер невиданной силы закрутил деревья и свалил их в один вал высотой в 4 метра! Все это нужно было разобрать, причем без риска для жизни и здоровья людей.
За эти месяцы случалось всякое: техника ломалась, нередко застревала. Чтобы форвардер или харвестер не ушел с крышей в болото, машины привязывали одна к одной буксировочным тросом. Местные жители рассказывали, что в болоте, где мы разрабатывали труднодоступный участок, во время Великой Отечественной войны утонул танк. Его мы не нашли, но это не беда. Главное, что свою технику не потеряли!
В Щучине я находился обычно не более четырех дней, затем вновь ехал на разработку буреломов. Лишь однажды удалось попасть домой на целую неделю. Разработку своих лесосек мы закончили в конце марта и до мая помогали другим лесхозам.
Хочу отметить, что вся наша команда — операторы лесозаготовительных машин, водители, мастера леса — это люди, на которых можно положиться, с которыми, как говорится, можно в разведку идти. Никто не жаловался, не перекидывал свои обязанности на других, добросовестно выполнял работу. За это им огромное спасибо.
Теперь, когда вдруг погода не ладится и поднимается сильный ветер, я поглядываю на свою командировочную сумку и думаю, как бы вновь не пришлось куда-то ехать... Такая у нас работа.
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев