Лесные профессии есть не только в лесу

Лесные профессии есть не только в лесу

Профориентация

Борис СТАРОВОЙТОВ, Фото Татьяны БИНДЫ
23.05.2019 Версия для печати

Каждый руководитель большого или маленького коллектива хочет видеть в молодом специалисте образованного, технически грамотного, инициативного, творческого, исполнительного работника. А еще лучше, если к этим характеристикам добавляется с десяток подобных, и всё это сразу, в один миг, и для предприятия бесплатно. Но чудо бывает только в сказках, а в жизни этому предшествует долгий и кропотливый труд родителей, учителей, старших товарищей.

Работая в начале 2000 годов главным лесничим Витебского ­ГПЛХО и видя нехватку кадров в лесхозах Витебской области, совместно с Витебским центром внешкольной работы стал заниматься экологическим воспитанием школьной молодежи. Совместными усилиями выработали методические рекомендации по созданию школьных лесничеств. Управление образования Витебского облисполкома поддержало идею, и у нас получилось. Где лучше, где чуть слабее, но организационная работа по созданию школьных лесничеств и восстановлению работоспособности ранее созданных, но работающих лишь на бумаге, проведена значительная. Тогда мы ввели в практику отчет лесничих на годовых балансовых комиссиях о работе со школьной молодежью и учитывали эту работу при очередной аттестации.

С позиции сегодняшнего дня и опыта работы в лесоустройстве отчетливо видны недочеты в работе со школьной молодежью. Прежде всего, это узкая направленность проводимой работы, а понимания всего разнообразия лесного хозяйства как комплексной системы нет. От этого лесное хозяйство теряет в стратегическом плане.

Никто не оспаривает значение охраны леса, лесовосстановления, биоразнообразия, но это далеко не всё лесное хозяйство. Скоро заканчивается учебный год, и я объехал ряд школ Витебщины, чтобы встретиться с выпускниками и сориентировать их в выборе профессии. Рассказал выпускникам Должанской школы Витебского района, Добромысленской средней школы Лиозненского района, Богушевской средней школы имени А. Э. Марфицкого Сенненского района, что в лесном хозяйстве есть профессии, которые дают возможность самим создавать «специальные лесные карты», производить описания лесных массивов, моделировать лесовыращивание. Ребята узнали, что сотрудники лесоустроительной экспедиции используют в своей работе треки, планшеты, навигаторы, электронные мерные вилки, высотомеры и т. д., подержали в руках фотоснимки лесных массивов, сделанные с высоты птичьего полета. В лесном хозяйстве можно работать не только лесоводом, но и механиком, энергетиком, бухгалтером, экономистом, специалистом по деревообработке, и еще есть много интересных профессий. Однако такой комплексный разговор по многообразию профессий отрасли со школьниками никто не проводит — их представление о профессиях в лесном хозяйстве, можно сказать, поверхностное. А это недопустимо.

До недавнего времени недостающие кадры пополнялись за счет перехода их из других отраслей, в первую очередь за счет сельского хозяйства. Но времена уже совсем другие, должен быть и другой подход в подборе кадрового потенциала.

В работе со школьной молодежью в первую очередь необходимо осознать, что школьники не работники лесничества и нагружать их только работой — неверный шаг. Работа должна носить ознакомительный характер, охватывать многообразие профессий в лесном хозяйстве. Всё, о чем идет речь, они должны не только услышать, но и увидеть, потрогать. Как говорится, «вдохнуть воздух профессий».

Конечно, педагогические работники далеки от всего этого. Лучше, чем специалисты лесного хозяйства, о своей работе по направлениям деятельности никто не расскажет и не покажет. В этом обучающем процессе должны участвовать не только специалисты лесничеств, но и лесхозов. Они являются прежде всего представителями лесного хозяйства на местах. Нужно понимать, что это большой и специфический участок работы, который держится на энтузиазме сотрудников. Правда, у руководителя любого ранга есть много возможностей поддержать и поощрить специалиста. И делать это нужно в обязательном порядке. Результат очевиден и для отрасли, и для общества. Важно знакомить школьника с профессиями на предприятиях, расположенных в его районе.

В школах, где я общался со старшеклассниками, есть информационные стенды «Куда пойти учиться», но нет живого общения. Информационные листки присылают учебные заведения, и для них главное, чтобы был полный набор потока. После окончания учебного заведения работают выпускники в лесном хозяйстве или нет — вопрос второстепенный.

Для нас же главное, чтобы выпускники школ не только получили профессиональное образования, но и пришли к нам работать и закрепились на местах. Перспектива трудоустройства по специальности и карьерного роста должна разъясняться в приоритетном порядке. Конечный результат работы — это пополнение наших рядов, преемственность поколений и передача накопленного опыта молодым.

Необходимо использовать разные формы общения со школьной молодежью. Кроме встреч и бесед особое место должны занимать обзорные экскурсии по предприятию, проведение совместных мероприятий и акций. От этого выиграет лесное хозяйство в целом.
 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: