В 2022 году исполняется 20 лет с тех пор, как Николай КАТКОВ начал работать в Республиканском дочернем лесоустроительном унитарном предприятии «Гомельлеспроект». Из них 10 лет он трудится в качестве директора. И за эти годы смог выстроить деятельность так, что сегодня предприятие является действительно надежной частью дружной, сплоченной семьи белорусских лесоустроителей. «БЛГ» пообщалась с Николаем Николаевичем и узнала о его методах и стратегиях, а также о грядущих изменениях в работе предприятия.
— Обычно в лесную отрасль идут по примеру родных. Николай Николаевич, как к такому выбору профессии пришли вы?
— У меня аналогично. Дядя и дед работали в лесном хозяйстве. И я с малых лет любил природу, лес, поэтому пошел по их стопам. Сам я родом из города Чечерска. Там прошло мое детство. Планировал изначально учиться по целевому направлению от Чечерского лесхоза. Но позже мы с семьей переехали в Гомель, и я решил, что хочу работать здесь, поэтому поступал на инженера лесного хозяйства самостоятельно. А после попал в РДЛУП «Гомельлеспроект».
— Вы пришли сюда сразу после БГТУ на должность инженера. И постепенно выросли до инженера-таксатора 2-й категории, затем 1-й, ведущего инженера-таксатора, начальника партии лесоустроительной. А по прошествии 10 лет возглавили предприятие. Будучи в начале карьерной лестницы, вы ставили столь высокие цели?
— Когда был молодым, первым делом хотел постичь суть новой интересной работы, вникнуть в ее тонкости, поэтому просто выполнял всё качественно и добросовестно. Это главное. Благодаря чему, думаю, и получил расположение коллег и руководства. Уходить не планировал, хотя была возможность: в лесхоз пойти или в науку. Но в «Гомельлеспроекте» мне нравились и работа, и коллектив. Став директором, я уже знал, кто и что из себя представляет. Знал сильные стороны коллег, их возможности. Поэтому с организацией труда сложностей не возникло. А дальше втянулся в новый распорядок, понял задачи, наметил планы. И мы продолжили двигаться вперед. Вышестоящее руководство тоже помогало и словом, и делом. Хоть задачи ставились перед нами разные, порой трудновыполнимые, мы всегда их выполняли.
— РУП «Белгослес» и его дочерние предприятия («Витебсклеспроект» и «Гомельлеспроект») можно сказать, монополисты Беларуси в плане оказания услуг по проведению лесоустройства. Поэтому работы на отечественном рынке, наверное, у вас хватает. Но, насколько знаю, вам удается частично охватывать и очень конкурентный российский рынок.
— В Российской Федерации, помимо государственных, много частных лесоустроительных предприятий. Лесоустроительные работы там выполняются как на конкурсной основе, на аукционах, так и в частном порядке, где заказчиками выступают арендаторы лесных участков.
«Рынок действительно является высококонкурентным, тем не менее наше предприятие в России знают не первый год, знают, как мы работаем, поэтому с удовольствием продолжают с нами сотрудничать.»
Мы выполняли лесоустроительные работы в Центральной части России: Смоленской, Калужской, Ивановской областях и других. Ранее и вовсе охватывали весь Советский Союз. Однако с этого года соседи решили реформировать систему лесоустройства, передав полномочия по его проведению государственным учреждениям и изменив требования как к организации лесоустроительных работ, так и к исполнителям (таксаторам), поэтому выполнять их для нас в ближайшем будущем будет затруднительно, по крайней мере пока не поймем новые правила игры.
— Вероятно, заказчики от этого не выиграют, ведь говорят, что специалисты «Гомельлеспроекта» очень высоко ценятся в России.
— Не только «Гомельлеспроекта», но и все белорусские лесоустроители считаются высококлассными профессионалами в своем деле. Российские заказчики ценят в их работе качество, оперативность и надежность. К примеру, одна из последних наших работ в минувшем году была в государственном природном заказнике федерального значения «Государственный комплекс «Таруса». Там трудились наши таксаторы Владимир Ашарчук, Дмитрий Пригара, Андрей Бекиш, Евгений Вегеро. И качество работы по результатам ежемесячных проверок было на высоте, это отмечали все проверяющие. Хотя леса для таксации были крайне сложными: старые, с заболеваниями, захламленные, смешанные по составу и сложные по строению. Но наши ребята молодцы, в очередной раз оставили самые лучшие впечатления о белорусских специалистах.
— Работа таксаторов сопряжена с рядом сложностей. Поэтому найти хороших специалистов в штат непросто. Как у вас с этим обстоят дела?
— Одна из главных сложностей в работе таксатора — длительные командировки вдали от родных. Если человек уезжает в ту же Россию, вернуться может только через 3—4 месяца. В Беларуси можно хоть в выходные и праздники приехать к семье. Но всё равно на длительные периоды ты организовываешь свой быт вдали от дома, что для большинства людей тяжело психологически. Поэтому таксатор — работа по призванию, не каждый выдержит. Из 10 специалистов, которые приходят на работу таксатором, через пару лет остаются 2—3. Плюс работа в лесу — это риски. Падение деревьев, дикие животные и пр. Я когда сам в лесу работал, всех зверей встречал, кроме разве что медведя. Случилось даже с бешеной лисой встретиться, которая бросалась, стараясь укусить. Хотя есть и приятные моменты. Мне лично в работе таксатора нравилось, что ты всегда на природе. Делаешь свою работу, одновременно еще и дары леса собираешь. И домой с полевых работ едешь с мешком сушеных грибов.
«Возвращаясь к вопросу, хочу сказать, что на нашем предприятии сформировалась команда хороших специалистов-таксаторов, что позволяет выполнять поставленные задачи.»
Конечно, есть и определенные трудности. Это и текучесть кадров, и длительная подготовка молодых специалистов, которых еще нужно найти и заинтересовать, в том числе материально. Настоящий таксатор становится таковым через минимум 3—4 года работы в лесу. И всё это время его нужно растить, наставлять, обучать. Однако я с оптимизмом смотрю в будущее и уверен, что все эти проблемы решаемы.
— Обычно на директорских должностях фигурируют люди почтенного возраста. Но вы стали руководителем в 33 года, при этом смогли добиться хороших и стабильных результатов. Есть ли у вас определенные установки по поводу эффективности работников в корреляции с их возрастом?
— Сегодня на предприятии работает более 90 человек, из них 51 инженерно-технический работник. Часть из них занимается обработкой картографических материалов, остальные выезжают на полевые работы. И это всё люди с разными характерами. Но мы делаем одно общее дело, и цель у нас одна, так что мы дополняем друг друга. Коллектив, как деревья в лесу, у нас разновозрастной. Специалисты в солидном возрасте также имеются. Самому старшему, Михаилу Коршуку, к примеру, в этом году исполнится 75 лет. Сейчас он занимается написанием лесоустроительных проектов. Михаил Михайлович — человек-математика. В голове сплошные таблицы, формулы. Он и молодым начальникам партии помогает. Василий Турчанович тоже уже мог бы быть на заслуженном отдыхе. Но трудится ударно, ходит по лесу, как и в юные годы, освоил новые технологии — с компьютером и навигатором на ты. При этом мы гордимся и своими молодыми сотрудниками. Хорошо зарекомендовал себя начальник партии лесоустроительной Антон Луферов, выпускник Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. Антон Олегович молодой, но талантливый и перспективный. С ним пришел к нам и Аревшат Погосян. В прошлом году на соревнованиях среди лесоустроителей он занял 1-е место как лучший таксатор Беларуси! Тоже молодой, грамотный и амбициозный. Ребятам легко даются все новые технологии. И у них большие перспективы. Так что какой-то предвзятости к возрасту у меня нет.
— Ваши коллеги отмечают, что вы очень требовательны к себе. А какие качества цените в своих сотрудниках?
— Добросовестность, трудолюбие и высокую квалификацию. Я сам прошел путь от инженера до директора и всегда старался работать качественно и добросовестно. Знаю, как это делать можно и нужно. И того же жду от подчиненных. Чтобы держать руку на пульсе, регулярно отправляю специалистов на курсы повышения квалификации, дополнительное обучение — они должны владеть знаниями по нововведениям в профессии. Кроме того, на предприятии систематически проводится техническая учеба с ИТР под руководством наших лучших специалистов. И это дает результат. Наши люди востребованы как профессионалы и высоко ценятся как в Беларуси, так и в России.
— Менялись ли за последнее время сами подходы к работе, технологическое оснащение?
— Считаю, что наша система лесоустройства — одна из самых лучших в мире, поэтому существенно менять что-то в технологии работы не стоит. Таксатор заходит в каждый выдел, описывает его, и мы получаем полную и достоверную информацию о состоянии лесного фонда устраиваемого объекта, на основании которой можно принимать правильные управленческие решения и планировать деятельность лесхоза на ближайшие 10 лет.
Лесоустроительные работы проводятся в три этапа: подготовительные, полевые и камеральные. Подготовительные работы проводятся за год до начала полевого сезона. И за последние лет пятьдесят технология их выполнения практически не изменилась, как и технология полевых работ. Однако существенно улучшилось технологическое оснащение лесоустроителей — для ориентирования в лесу все таксаторы обеспечены и используют в работе навигационные приборы, для измерения таксационных характеристик древостоев применяются современные измерительные приборы, в том числе электронные — высотомеры, полнотомеры, дальномеры и др. Всё это позволяет повысить производительность труда и качество работы.
«Большие изменения произошли в выполнении камеральных работ. Если раньше все картографические материалы создавались вручную, то с начала 2000-х мы перешли на компьютерные технологии, на «цифру».»
Было создано программное обеспечение, позволявшее обрабатывать аэрофотоснимки, создавать цифровые карты, планы, планшеты и другие материалы.
С тех пор технология производства камеральных работ непрерывно улучшается, так как появляется новая, более современная, производительная техника, совершенствуется программное обеспечение, меняются и требования, предъявляемые сегодня к лесоустройству, поэтому мы не отстаем от мирового прогресса и используем в своей работе его лучшие достижения.
— С какими напутствиями вы начинаете нынешний год?
— В первую очередь со слов благодарности в адрес коллектива за то, что успешно завершили прошлый год. Особенно декабрь, который был самым напряженным месяцем. Многим приходилось работать сверхурочно. Я искренне признателен коллективу за поддержку. И хочу пожелать в дальнейшем оставаться такими же дружными и сплоченно идти к поставленным целям. А еще хочу поздравить со всеми прошедшими и грядущими праздниками. И пожелать крепкого здоровья. Это самое главное. Поэтому берегите себя, своих родных и будьте счастливы!
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев