Защита леса от огня — его работа

Защита леса от огня — его работа

Твои люди, лес!

Фото автора, Татьяна БИНДА
20.09.2018 Версия для печати

Дмитрий Грицкевич третий год работает начальником пожарно-химической станции в Смолевичском лесхозе. Патрулирование лесного фонда, постоянные беседы с местными жителями о том, что лес не место для свалки, тушение лесных пожаров — всё это для специалиста привычные рабочие будни. Дмитрий рассказал «БЛГ» о преданности делу, удивительных совпадениях и о том, почему одни лес губят, а другие — его спасают.

С Дмитрием мы встретились на пожарно-химической станции Смолевичского лесхоза. Сейчас пожароопасная обстановка в лесхозе спокойная, запрет на посещение лесов снят, однако работники лесной охраны во главе с начальником ПХС остаются начеку: с наступлением грибного сезона людей в лесу стало больше, а значит, растет и опасность возгораний.

— Начало пожароопасного сезона у нас было сложным, — рассказывает наш собеседник. — В мае — июне произошло четыре возгорания. К счастью, огонь охватил небольшие площади, мы оперативно его тушили. Причина лесных пожаров, как всегда, кроется в несоблюдении правил пожарной безопасности в лесу. Несмотря на наши предупреждения и беседы, некоторые всё еще продолжают жечь сухую растительность, вывозить в лес ­мусор, который может загореться.

Лесной фонд Смолевичского лесхоза относится к третьему классу пожарной опасности. Большие площади молодого леса, валы с порубочными остатками на месте бурелома 2016 года, район бывшего военного полигона в Юрьевском лесничестве — все эти факторы создают повышенную вероятность возгорания.

Дмитрий демонстрирует нам противопожарный арсенал лесхоза. На стоянке ПХС находится семь пожарных и переоборудованных для тушения пожаров машин, семь емкостей для подвоза воды. В лесхозе также имеется более 100 ранцевых огнетушителей, пожарные напорные рукава длиной около 4 километров и другой инвентарь, который помогает в борьбе с огнем.

— Две пожарные машины нам недавно передал Национальный аэропорт, — рассказывает Дмитрий. — Также за лесным фондом у нас ведется постоянное видеонаблюдение, которое пока охватывает около 80 % территории лесхоза. В ближайшее время в Юрьевском лесничестве мы установим пятую камеру видеонаблюдения, которая позволит контролировать всю площадь лесхоза.
Лесной фонд мониторят не только с земли, но и из космоса: снимки со спутника информируют о тепловых аномалиях. Лесная охрана проверяет эту информацию и, если угроза реальна, оперативно и точно выезжает в указанную местность.

Самым пожароопасным участком, по словам специалиста, в лесхозе после событий 2016 года стало Драчковское лесничество. Ураган уничтожил здесь более 4,5 тыс. га леса. Теперь на этом месте посажены молодые культуры, которые обладают самым высоким классом пожарной опасности.

— Вскоре мы откроем на базе лесничества вторую ПХС, — рассказывает о планах Дмитрий. — Уже отремонтировали здание будущей станции, будет закуплена новая пожарная техника.

На пожароопасную обстановку в смолевичском лесу, конечно, влияет близость столицы. На территории лесного фонда Смолевичского лесхоза около 60 садовых товариществ, более десятка лагерей и баз отдыха, минчане приезжают сюда за грибами и ягодами, что требует от лесной охраны повышенного внимания.

— Думая, что здесь можно спрятать всё и ничего за это не будет, люди губят лес: продолжают свозить сюда строительный и прочий мусор, который либо не принимают на полигонах, либо его утилизацию попросту не хотят оплачивать и везут его к нам, — рассказывает начальник ПХС. — Выявить факты таких нарушений помогают 12 фотоловушек, которые установлены в нашем лесном фонде.

Дмитрий приехал в Смолевичи больше десяти лет назад из Богушевска. За это время наш собеседник хорошо изу­чил историю здешних мест и даже установил несколько интересных закономерностей, о которых точно не прочитаешь в учебниках.

Июль 1944 года. В ходе операции «Багратион» на месте нынешнего Драчковского лесничества в окружение попали немецкие войска численностью около 70 тыс. человек. В районе, где произошел недавний бурелом, в то время шли ожесточенные бои.

1 февраля 1985 года. Самолет ТУ-134, совершая рейс в Санкт-Петербург, вылетает из минского аэропорта, и буквально через 5—6 секунд у него отказывают оба двигателя. Борт подобно лезвию срезает собой верхушки деревьев и падает в смолевичском лесу. Тогда в аварии погибло 55 пассажиров и три члена экипажа.

— Очевидцы рассказывали, что те, кто в момент катастрофы находился в хвосте самолета, после крушения были в сознании и даже могли самостоятельно передвигаться, — рассказывает Дмитрий. — Один из выживших пассажиров самостоятельно вышел к спасателям, но когда услышал, что его хотят доставить в больницу вертолетом, бросился бежать с воплями: «Вы что! Я в воздух больше никогда не поднимусь!» Чуть его остановили.

31 год спустя, в июле 2016 года, небывалой силы ураганный ветер уничтожает в Драчковском лесничестве 4,5 тыс. га леса.

Дмитрий считает: между этими событиями есть связь.

— Всё, о чем мы говорили, произошло здесь в одном и том же месте, в радиусе не более двух километров, — рассказывает наш собеседник. — Здесь даже памятник есть жерт­вам той авиакатастрофы. А когда ремонтировали лесохозяйственную дорогу, уже после бурелома, мы нашли много разорванных гильз от немецких и советских орудий.

К слову, на этом месте в прошлом году Дмитрий и его коллеги, занимаясь ремонтом дороги, оперативно обнаружили возгорание и смогли ликвидировать пожар, пока он не охватил хвойный молодняк.
 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: