Преемственность поколений

Преемственность поколений

Время молодых

Фото автора, Станислав ГАЛКОВСКИЙ
19.01.2023 Версия для печати

Обновление кадров — важнейшая задача любой структуры, предприятия или отрасли. Свежая поросль, словно саженцы в лесу, обновляет систему Минлесхоза ежегодно. Главный вопрос: как удержать молодого специалиста на месте распределения? На помощь приходят целевые направления и семейная преемственность кадров. За положительным примером мы отправились в самое сердце Белорусского Полесья — Милошевичский лесхоз.

На более чем 102 тысячах гектаров раскинулись владения Милошевичского лесхоза. Здесь трудятся сотни неравнодушных специалистов своего дела. Именно проверенный временем коллектив — одна из главных ценностей лесхоза.

Как и везде, здесь отдельное внимание — укреплению материальной базы. За последние годы значительные средства вложены в закупку современной техники по уходу за лесными культурами. Ведется большая работа по реконструкции и строительству производственных объектов. И, что немаловажно, во всех лесничествах и на производственных площадках созданы комфортные условиях труда.

Как налаживают преемственность поколений? С одной стороны, это работа с династиями (здесь их 17, некоторые включают аж три поколения), с другой — привлечение и закрепление молодых специалистов. Иван Астапович с июля прошлого года трудится инженером по лесопользованию Милошевичского лесхоза. Молодой специалист уверяет, что будущей профессией загорелся с детства:

— Наш дом стоит рядом с лесхозом. Мать до пенсии трудилась здесь бухгалтером. Отец до сих пор работает водителем на вывозе леса. Мы со старшими братьями с детства в лесу и в лесхозе. В итоге старший Александр — лесник в Боровском лесничестве, средний Михаил занимается деревопереработкой в Гомеле. Сам я окончил Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины по специальности «лесное хозяйство». Получается, трудовая династия.

— Учились по целевому направлению?

— Да. Мне в последнем классе школы предложили. Уверен, это правильный подход. Ребята из сельских школ морально и практически наиболее подготовлены к будущей карьере в поле и лесу. Поэтому, если их поддержать, направить, замотивировать, они станут отличными спецами на своей малой родине. Более того, кто будет так влюблен в этот край, как не мы, те, кто здесь вырос? Убежден, что и дети мои выберут профессию лесовода. Работы в лесу хватит и внукам, и правнукам. Главное — правильно расставить приоритеты. Как только создам свою семью, обязательно буду в ней культивировать любовь к нашим пущам и борам. Ведь Родина начинается «с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет…»

Целевая подготовка

Один из важнейших вопросов в подготовке кадров сегодня — целевая подготовка с дальнейшим долгосрочным закреплением в организациях молодых специалистов. Что, с одной стороны, обеспечит более точечный подбор кадров для экономики и социальной сферы, с другой — гарантирует рабочее место вчерашним студентам. Хорошая инициатива против утечки мозгов.

Что реально необходимо молодому специалисту? Практика показывает: работа с будущим специалистом должна начинаться еще до поступления в учебное заведение (производится отбор). Предприятие должно курировать своих учащихся в процессе их обучения, обязательно предоставлять возможность прохождения практики на будущем рабочем месте. Если говорить о сроках первого контракта, то это минимум 5 лет, а то и 10. Второй момент — карьерные перспективы, в которые входят повышение квалификации, присвоение разрядов или категорий (если выполнят нормативы), предоставление общежития, а в будущем, возможно, и частичной ссуды на строительство собственного жилья. Этот фактор очень важен для привязки к постоянной работе. Молодой человек, который решил стать инженером леса, агрономом или учителем, должен четко понимать, как будет развиваться его карьера на протяжении 5, 10, 15, 20 лет при условии продуктивной работы. Это нормальное планирование собственного будущего в стабильном обществе, уверен заместитель руководителя Милошевичского лесхоза по идеологической работе Сергей Липский:

— За прошлый год к нам пришли работать три молодых специалиста с высшим образованием и два со средним специальным. Закрепляемость? Давайте анализировать. Редкий минчанин свяжет всю свою жизнь с нашей уникальной и завораживающей полесской природой, но в настоящей глуши. А вот местные, даже после службы в армии, массово возвращаются. Поэтому, с одной стороны, мы стараемся поддержать молодых специалистов: выплачиваем подъемные, дополнительно обучаем, предлагаем карьерные варианты... С другой — ратуем за целевые направления. Они позволяют местным кадрам получать качественное образование и квалифицированно развивать лесоводство на местах. Это здоровая тенденция, имеющая хороший результат.

Ежегодно в Гомельской области формируется заказ из целевых направлений от лесхозов. Это эффективный подход. Кстати, молодым специалистам, приступившим к работе в Гомельской области и части Могилевской в зонах с правом на отселение и последующего отселения (на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС), полагается единовременная выплата 200 базовых величин.


Справка «БЛГ»

В 2022 году в лесохозяйственные учреждения Гомельской области прибыло 82 молодых специалиста. Из них 42 — после окончания высших учебных заведений (ГГУ им. Ф. Скорины, БелГУТ, ГГТУ им. П. О. Сухого). Плюс 40 человек после окончания средних специальных учебных заведений (Гомельский государственный политехнический колледж, Бобруйский государственный лесотехнический колледж, Полоцкий государственный лесной колледж, Могилевский государственный профессиональный агролесотехнический колледж им. К. П. Орловского, Костюковичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей, Борисовский государственный колледж, Витебский государственный технологический колледж, Калинковичский ГПАТ лицей и Мозырский государственный профессиональный лицей строителей). На данный момент продолжают свою трудовую деятельность 58 молодых специалистов. 20 убыли для прохождения службы в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь. Еще трое сменили место работы по различным причинам, а один продолжил обучение в вузе на дневной основе.

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: