19 января (по новому стилю) Православная Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа. Еще этот праздник именуется Богоявлением, потому что при Крещении Господа миру явилась Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Данное событие подробно описано всеми евангелистами (Мф. 3: 13—17; Мк. 1: 9—11; Лк. 3: 21—22; Ин. 1: 33—34).
Крещение и Богоявление — это два названия одного праздника. В этот день по древней традиции совершается чин великого освящения воды, проникнутый воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане. Этот чин совершается как в сам праздник, 19 января, так и накануне праздника, 18 января, так называемое предпразднество Богоявления. Важно знать, что вода, освященная 18-го и 19 января, — одинаковая, так как совершается по одному чину. Поэтому мнение, будто бы это разная вода (вода, которую освящают 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, — крещенская), является ошибочным!
Чин водоосвящения на праздник Богоявления возник в V—VI веках на христианском Востоке.
Крещенская вода называется Великая агиасма, что означает «великая святыня». По благочестивой практике крещенская вода должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят. Она имеет свойство не портиться долгие годы.
О чудесных свойствах крещенской воды говорил святитель Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто и два, и три года остается неповрежденною и свежею и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников», — учил антиохийский святитель.
Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивал изменение «естества вод» с превращением воды в вино в Кане Галилейской.
Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды в час.
И кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься.
Из благоговения к святыне обычно употребляют крещенскую воду натощак. Однако при недугах ее можно с благоговением и молитвой пить в любое время.
Также по традиции крещенская вода может быть использована для освящения жилища. Так, в чинопоследовании освящения вод Богоявления есть прямое на то указание: «во освящение домов».
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев