Что нужно душе человека?

Что нужно душе человека?

Земное и небесное

Священник Алексей САВКО
26.01.2017 Версия для печати

Каждый день человек совершает множество дел: просыпается, умывается, одевается, ест, трудится на работе, добывая средства для своего существования, отдыхает после тяжелого трудового дня. Однако если хорошенько присмотреться, то мы увидим, что все эти действия относятся к уходу и заботе о телесном. А как же то начало, которое оживотворяет наше тело? А как же душа? Ведь и она тоже нуждается в надлежащем уходе и, может быть, даже в лучшем уходе, чем тело. Об этом нужно помнить всегда. Забота о душе должна стать главным деланием человека. Тем более человека, который называет себя христианином. Но тут могут возникнуть вопросы: «Как ухаживать за душой?», «Что нужно душе человека?» Обратимся к святым отцам, которые не только знали ответы на эти вопросы, но и через свои труды позволили и нам иметь таковые знания.

Что нужно душе человека? фотоИз Священного Писания, а также из творений святых отцов мы узнаем, что самое главное — это молитва. Недаром апостол Павел призывал: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17). Молитва — это беседа человека с Богом. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что она является «единением человека с Богом». Молитва, если хотите, прежде всего наша пища. Она есть средство, которым мы вырастаем для вечной жизни. Молитва укрепляет дух человека, невозможное делает возможным, трудное — легким.

По мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского, «молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения». Молитва бывает разного рода. Так, она может быть благодарственной. Через такую молитву человек благодарит Господа за все те милости, которые получает от Бога. Эти милости бесконечные, поэтому такого рода молитва должна непрестанно совершаться человеком. Есть молитва иного рода — просительная. В ней человек изливает перед Богом свои прошения для жизни. В славословной молитве человек прославляет своего Творца.

Молитва благоприятно сказывается на человеке. Для того чтобы показать ее действие, некоторые святые отцы прибегали к аналогиям. Так, святитель Филарет ­Московский говорил: «Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу». Как магнит притягивает к себе металлические предметы, так и молитва тянет к человеку божественную благодать. То есть, молясь Богу, человек обращает на себя Его внимание. Бог сам начинает беседовать с человеком, одаривая его своими благами.  Святой праведный Иоанн Кронштадтский, желая показать благодатное влияние молитвы на человека и его душу, прибегал к аналогии зажигательного стекла: «Зажигательное стекло тогда зажигает дерево или бумагу, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредоточиваются на одной точке зажигаемого предмета, всею своею совокупностью действуют на него, и, таким образом, как бы всё солнце в уменьшенном виде помещается на предмете. Так и в молитве, тогда наша душа согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем — Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце и когда Оно будет действовать на сердце всею Своею простотою и Своею силою».

Все эти примеры не случайны. Они указывают на то, что человек должен внимательно и ответственно подходить к деланию молитвы. Человек не должен и дня прожить без этого благодатного общения с Богом. Именно поэтому Церковь установила специальное молитвенное правило для христианина, состоящее из утренних и вечерних молитв, которое должно выполняться ежедневно. Оно напоминает верующему человеку о необходимости быть в молитве. Молитвенное правило является неким жизненным ритмом, необходимым для души человека. Без него душа легко может выпасть из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. Ибо молитва — это серьезный труд, в котором одного «вдохновения» и «настроения» недостаточно. К этому труду нужно себя приучить. И легче всего это сделать, выполняя молитвенное правило.

Многие христиане говорят о том, что не всегда удается утром или вечером почитать молитвы из молитвослова. Одни объясняют это отсутствием времени, так как утром все спешат на работу. Другие находят еще какие-нибудь причины. Таковым хочется сказать, что читать утренние молитвы можно и по дороге на работу. Появилась на работе минутка — вспомни о Боге и помолись ему. При желании можно найти время на молитву. Главное, чтобы это желание было. Как сказал святитель Иннокентий, митрополит Московский, «не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться».

Однако важно помнить и то, что молитвенное правило должно выполняться человеком в соответствии с его физическими и духовными силами. Ибо правило, выбранное не по силам, может привести к самым печальным последствиям. Это может быть и потеря желания молиться, и проблемы домашние, когда верующие супруг или супруга берут на себя столько молитв, что за ними не имеют времени уделять домашним попечениям. Молитва не должна становиться обузой. Но нельзя и сильно упрощать молитвенное правило. Протоиерей Алексий Уминский так говорит по этому поводу: «Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти. Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Выполнение утренних и вечерних молитв важно. Однако необходимо помнить, что молитва — это не занятие в определенное время суток, а постоянное состояние духа. Нельзя отводить на молитву двадцать минут утром и тридцать вечером, а остальное время находиться вне молитвенного настроения. Молитва является деланием постоянным. Апостол Павел призывал: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6: 18). Комментируя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст подчеркивал: «Не ограничивайся одним известным временем дня. Слышишь, что говорит? Во всякое время приступай к молитве. Беспрестанно, говорит, молитесь… Нужно молиться непрестанно с бодростью духа».

Цель молитвы состоит в том, чтобы человек через молитву непрестанно находился в памятовании о Боге. Ибо Бог смотрит не на количество времени, проведенное в молитве утром и вечером, а на расположение сердца. Богу нужно не потраченное время, а сердце человека. Сердце, отданное Богу и Богом наполненное. Святитель Феофан Затворник так говорил об этом: «Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Нему. Мысль о Боге — мысль о Его Вездесущии, о том, что Он везде есть, всё видит и всё содержит. Чувство к Богу — страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание во всем угождать Ему одному и избегать всего, Ему неугодного, и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце». На протяжении всего дня человек должен молиться и обращать свои мысли и чувства к Богу, а не только в определенное время. Ибо «кто молится только тогда, когда молится, тот никогда не молится».

Но как научить себя этому? Как настроить себя, чтобы память о Боге всегда занимала наше сердце? Святые отцы указывали на то, что лучше всего поддерживают молитвенное настроение краткие молитвы, повторяемые человеком в течение дня. Это и «Господи, помилуй», и «Слава Тебе, Боже!», и «Боже, милостив будь ко мне грешному». Такие молитвы будут сосредоточивать внимание на Боге, и человек будет помнить о Нем всегда. Святитель Феофан Затворник так писал о пользе кратких молитв: «Памяти Божией надо себя приучать, и средство к тому, как писал, краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся: Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Вот вы уже начали ее — и продолжайте; сидя, ходя, делая что или говоря, при всяком случае и во всякий момент все держите в мысли, что Господь близ, и взывайте к Нему из сердца: Господи, помилуй!»

«Недостаточно молиться время от времени, только когда нам что-то нужно от Бога; надо молиться всегда: утром, вечером, в течение всего дня, в течение всей нашей жизни. И центром молитвы должно быть не что-то конкретное, чего мы просим у Бога, но Сам Бог, потому что главным содержанием молитвы является именно встреча с Богом, возможность открыть Его для себя».

Вся жизнь человека должна быть сопряжена с молитвой. Ибо «без молитвы духовная жизнь человека и алчет, и жаждет, и умирает». Поэтому каждый человек должен совершать молитвенное делание на протяжении всей жизни. Без молитвы христианин — не христианин. Нужно стараться, чтобы молитва стала стержнем, основой нашей жизни. Нужно работать над тем, чтобы молитва достигала нашего сердца и через сердце восходила к Богу. Тогда и Бог будет благосклонен к нам.


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: