Поместный собор Русской православной церкви 1917—1918 годов

Поместный собор Русской православной церкви 1917—1918 годов

Земное и небесное

Священник Алексей САВКО
28.12.2017 Версия для печати

В 2017 году исполнилось столетие знаменательной даты в истории Русской православной церкви — восстановление патриаршества и избрание на патриарший стол святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Это событие произошло в августе 1917 года, на Поместном соборе Русской православной церкви, прошедшем в Москве.

Московский поместный собор 1917—1918 годов стал ярким и, если можно так сказать, главным событием истории Русской церкви за последние несколько столетий. Это подтверждает тот факт, что настоящий собор был полноценным Поместным собором за 217 лет. Ведь с момента прихода к власти Петра I и до 1917 года Церковь не созывала соборов такого масштаба и характера. Этот собор положил конец синодальному строю, при котором Церковь была подчинена государственной власти, и установил новые принципы церковного управления. Московский собор одновременно означал и возврат к давним православным формам церковного устройства, которые были «позабыты». Собором была создана та схема церковного устройства, которая позволила Церкви выстоять в годы гонений. Он стал собором будущих исповедников, мучеников и святых.

Необходимо сказать, что собор не был каким-то спонтанным действием Церкви для решения появившихся проблем и вопросов. Отнюдь. Это было подготовленное событие. Русская церковь долгие годы готовилась к этому собору. Для его проведения были подключены лучшие умы того времени, которые ясно представляли необходимость их действий.

Проведению собора предшествовала долгая и кропотливая работа, которая осуществлялась на Предсоборном Присутствии 1906 года и Предсоборном Совещании 1912 года.

По сути дела, Предсоборное Присутствие занималось разработкой программы предстоящего собора. Оно подготовило множество предложений об улучшениях и изменениях в церковном строе, предназначенных для обсуждения их на Поместном соборе. Например, одним из деяний этого органа стала разработка проекта устава православного прихода РПЦ.

Несмотря на то что работа по подготовке к Поместному собору завершилась, его проведение все же было отложено из-за ­неблагоприятных обстоятельств.

Работа по подготовке к Поместному собору продолжилась в 1912 году. С этого времени начинает свою деятельность Предсоборное Совещание, на котором были рассмотрены и согласованы предложения, выдвинутые Предсоборным Присутствием 1906 года. Однако и теперь собор не был созван. И лишь спустя пять лет Поместный собор начнет свою деятельность.

История Поместного собора тесно связана с теми событиями, которые происходили в то время. Это и отречение императора Николая II от престола, и революционные события.

Подписав отречение от престола, Николай II тем самым положил конец державно-монархической системе управления государством и Церковью. Церковь, освободившись от монархической опеки, оказалась в опасности вмешательства в ее дела со стороны нового демократического правительства. С этого времени Церковь могла на­деяться только на свои собственные силы и действовать самостоятельно. Святейший синод и все духовенство понимали, что для того, чтобы новая реформа дала результат и была принята, ее необходимо было проводить авторитетным органом в глазах духовенства и мирян. И этот орган был найден — Поместный собор. Только он мог выполнить такую сложную задачу.

9 июля 1917 года Святейший синод назначил дату созыва Поместного собора. Он должен был начаться 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля.

Примечателен состав членов Поместного собора, ибо он был весьма многочисленным. Всего на соборе присутствовало 88 архиереев, 149 пресвитеров, 9 дьяконов, 15 псаломщиков и 299 мирян. Этим была подчеркнута вся полнота Православной церкви, так как в его деяниях принимали участие как высшие иерархические чины и священники, так и простые миряне.

Работа собора состояла из трех сессий, на которых и решались важные вопросы. Первая сессия продолжалась с 28 августа до 22 декабря 1917 года. Она выработала общие направления работы собора, также на ней были разработаны общие принципы церковного управления и восстановлено патриаршество. 31 октября было выбрано три кандидата: архиепископ Антоний Храповицкий, архиепископ Арсений Стадницкий и митрополит Тихон Белавин. Жребием было решено, что патриархом станет митрополит Тихон. Его интронизация была совершена в Успенском соборе Мос­ковского Кремля 21 ноября 1917 года. Восстановив патриаршество, Поместный собор создал благоприятные условия для устройства дальнейшей жизни Русской православной церкви.

Вторая сессия работала со 2 февраля по 20 апреля 1918 года. Основными документами, принятыми собором во время этой сессии, являются определения «Об епархиальном управлении» и «Приходской устав». Также деяния этой сессии касались канонизации святых.

Третья сессия длилась со 2 июля по 20 сентября 1918 года. Основными определениями, принятыми на этой сессии, являются: «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О местоблюстителе патриаршего престола», «О временном церковном управлении на Украине», «О монастырях и монашествующих».

Однако следует сказать, что не вся программа собора была доведена до конца. Этому помешало то, что большевики отобрали здание Московской духовной семинарии, где квартировали члены собора, а также провели конфискацию счетов и фондов Церкви в банках и конфискацию всей недвижимости, что прервало деятельность третьей сессии. На заседании было решено возобновить деяния ­весной 1919 года, но дальнейшее положение Церкви в государстве показало, что это невозможно.

Следует сказать, что все происходящее на соборе фиксировалось. Сейчас все деяния опубликованы и находятся в свободном доступе.

Несмотря на все исторические трудности, во время которых происходила деятельность Церкви по проведению собора, Православная церковь смогла справиться с поставленной задачей и провела работу, которая была необходима уже давно.

Известный церковный историк А. В. Карташов писал: «Конечно, внутренняя духовная живучесть Русской церкви, проявленный ею бесспорный героизм мученичества и исповедничества не могли быть даны ей никакой внешней силой и никакими внешними формами со стороны. Тут проявилась неумирающая сила Христовой веры вообще во все времена и у всех народов, в частности и у религиозно одаренного русского народа. Но историк обязан с благодарностью признать и учесть, что реформа Церкви 1917 года, ничего не прибавляя к внутренним, благодатным силам Русской церкви, дала ей, несомненно, великую помощь и внешнее подкрепление в ее тяжелом теперешнем положении».


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: