Протоиерей Евгений СВИДЕРСКИЙ: «Добрые поступки должны быть всегда»

Протоиерей Евгений СВИДЕРСКИЙ: «Добрые поступки должны быть всегда»

Земное и небесное

Арина САНДОВИЧ, Фото автора, Фото из личного архива
03.01.2014 Версия для печати

Накануне светлого праздника Рождества Христова уполномоченный Белорусского экзархата по связям со средствами массовой информации протоиерей Евгений СВИДЕРСКИЙ рассказал «БЛГ», как верующему человеку правильно совместить светские и духовные праздники и почему колядные традиции предков обогащают нас духовно.

«Не отказывайтесь от встречи Нового года»

— Отец Евгений, для начала я задам вам вопрос, который не дает покоя многим православным людям: как и пост Рождественский не нарушить, и Новый год отметить с семьей?

Уполномоченный Белорусского экзархата по связям со СМИ протоиерей Евгений СВИДЕРСКИЙ. фото— Эти обстоятельства не вызывают никаких сложностей у верующих, ибо духовные праздники, как, например, Рождество, для них всегда важнее, нежели светские.  Не стоит забывать и о том, что именно в советский период Новый год, можно сказать, присвоил себе все атрибуты Рождества: нарядную елку, праздничный стол в кругу семьи, подарки и поздравления. После того как уже несколько поколений прошло через это, неудивительно, что большинство людей, к сожалению, настраивают себя больше на встречу Нового года, а к Рождеству относятся, как к празднику, дополняющему его. Особенно нелегко приходится тем семьям, где одна половина — искренне верующая, соблюдает посты и ходит в храм, а вторая — нет. Тогда даже может назревать конфликт. Я в таких случаях призываю уважать чувства верующих. Ведь истинно верующие люди никого не принуждают поститься или ходить в храм. И нередки случаи, когда жена соблюдает строгий пост, но при этом готовит мясные блюда для тех членов семьи, которые не постятся.  Так почему же, когда наступает светский праздник Новый год, неверующая половина семьи склоняет к нарушению поста верующую? Это неуважение со стороны неверующего человека. Мы всегда прихожан, которые переживают по этому поводу, настраиваем: не отказывайтесь от встречи Нового года и пусть бокал шампанского или вина будет тем кубком, который объединяет вашу семью, а не разъединяет. А на стол можно поставить разнообразные постные блюда, благо сейчас без труда можно отыскать множество специальных рецептов.  К слову, для верующих в этот светлый праздник намного важнее сходить в храм и помолиться, нежели приготовить обильный яствами стол.

— А как вообще правильно готовиться к Рождеству?

— Канун Рождества — Сочельник — предполагает строгий пост. Многие знают, даже те, кто не постится, что в этот день, мол, до первой звезды нельзя вкушать никакую пищу. Но при этом они и не догадываются, откуда пришла эта традиция. Дело в том, что вечерняя служба в храмах раньше заканчивалась именно тогда, когда появлялись первые звезды на небе. Поэтому и говорили: до первой звезды нельзя.  Сейчас же вечерние совершаются утром, а эту Вифлеемскую звезду на небе символизирует свеча, которая вынесена в центр храма. Церковный устав позволяет вкушение после вечерней освященного сочива — блюда из вареных зерен пшеницы, отсюда и название — Сочельник. Им мы и подкрепляемся до того, как будем причащаться на Литургии, которая совершается в большинстве храмов, как правило, в полночь. И уже после Литургии можно вкушать различную пищу.  Если просто не есть до первой звезды и при этом даже не переступить порог храма, то в этом умаляется вообще смысл Рождества Христова. Бог не сказал нам: «Не ешьте», — но пост вместе с молитвой является необходимым условием для очищения человеческой души. Святые мудро говорили, что пост и молитва — это два крыла, на которых человек возносится к небу, то есть вступает в такие гармоничные отношения с Богом, когда его духовная сущность, а каждый из нас по своей природе духовен, получает необходимое питание и тот приток духовных сил свыше, который позволяет ему всем существом ощущать близость Господа. Святой Силуан Афонский однажды сказал: «Бог к нам ближе, чем вдыхаемый нами воздух». И это надо почувствовать. Многие люди больше живут потребностями своей плоти и земной жизни. Это не греховно, но если наша плоть требует того, что идет вразрез с Законом Божием, то мы грешим. Поэтому и существуют такие средства для достижения гармоничных взаимоотношений с Богом, как пост и молитва. Разве может птица взлететь с одним крылом в небо? Так и человек: если будет просто отказываться от пищи и в то же время не обогащать свой дух молитвами, особенно церковными, то весь смысл и поста, и  празднования Рождества Христова умаляется.

— А добрые поступки?

— В принципе, они должны быть всегда. Когда же мы начинаем вспоминать, что перед праздником надо было бы сделать что- нибудь хорошее для других, то это лишь говорит о том, что мы нарушили тайный порядок жизни. А в период поста и перед самим праздником мы должны совершать еще больше добрых дел во славу Господню, а не в свою. Потому что, как мы нередко можем наблюдать, многие занимаются благотворительностью исключительно ради своего пиара или чтобы слыть добрым человеком. А это неправильно.  Каждое наше благое деяние должно славить имя Божие.

«Фигура святого не должна быть театральной»

— Накануне Рождества в СМИ с завидным постоянством появляются «разоблачительные» статьи про то, что Дед Мороз имеет языческую и отнюдь не добрую основу, а главными персонажами Нового года его вместе со Снегурочкой сделали советские власти… Как вообще верующий человек должен относиться к Деду Морозу?  

— В дореволюционный период такого персонажа, как Дед Мороз, насколько мне известно, не существовало. Люди обменивались друг с другом  рождественскими открытками и подарками. В деревнях были широко распространены кукольные театры — батлейки, который разыгрывали на разные лады рождественские истории. Конечно, если вникать в историческую первооснову Деда Мороза, то там можно найти языческую подоплеку. Но только на этом основании нельзя утверждать, что данный персонаж опасен для верующего человека, поскольку в наши дни фигура Деда Мороза играет несколько иную роль, нежели это было во времена язычества. Тем более что без него и Снегурочки сегодня сложно представить и детские утренники, и благотворительные праздники, не говоря уже о том, что они вызывают массу положительных эмоций у детей.  В католической традиции святой Николай одаривает детей подарками в свой день — 6 декабря. И именно он в некоторых странах отождествляется с Санта-Клаусом. Но, на мой взгляд, фигура святого не должна быть театральной, потому что никто не может на себя надеть маску или костюм святого. Святым человек становится за свои заслуги перед Богом и людьми. Именно поэтому в католической церкви также неоднозначно относятся к Санта-Клаусу, образ которого порой используется в таких мероприятиях и заведениях, где несвойственно быть не только верующему человеку, но и нравственному.  Судя по житию  святого Николая, он мог там появиться исключительно как обличитель этого зла, нежели как участник.

«Не делайте из детей попрошаек»

 — Отец Евгений, а как в таком случае относиться к колядованию, ведь оно тоже имеет языческие корни?

— С этим, действительно, есть определенные сложности. Некоторые люди, начитавшись каких-то книг, одеваются ряжеными и начинают колядовать, напевая, а такое тоже бывает, народные песни фривольного содержания. Наши предки тоже колядовали, но пели они при этом о Рождестве Христовом, прославляя Иисуса как Спасителя мира. Чувствуете разницу?   Радует то, что традиции наших пращуров сегодня активно возрождаются и все больше людей интересуются ими. Колядные песни звучат не только в среде знатоков фольклора, но и на театральных подмостках, в учебных заведениях. Эти прекрасные традиции обогащают человека и соединяют его с Творцом. Стало модным не просто наряжать к  Рождеству елку, но и ставить под ней вертеп (скульптурное изображение пещеры, где родился Спаситель) с главными персонажами рождественской истории. А столы украшают сеном или кладут его под скатерть. Это свидетельствует о том, что христианские традиции через эту внешнюю красоту входят даже в те дома, где раньше не были причастны к ним, формируя особую духовную атмосферу, которая помогает семье сплотиться.  

Еще один факт, который меня печалит, что некоторые дети, сами или под влиянием взрослых, во время колядования превращаются в попрошаек. Заучив какие-то незамысловатые стишки или песенки, ходят по домам и просят даже не угощение, а, что прискорбно, денег. Один раз такие дети постучались и ко мне. Открываю двери, а на пороге стоят перемазанные чем-то черным мальчишки и, прочитав стихотворение, давай просить денег. Как детей, мне стало их жалко, поэтому я лишь сказал: «Когда вы придете ко мне в костюмах ангелов и споете песни или прочитаете стихи, прославляющие Господа, тогда я вас отблагодарю». Ведь именно в этом и заключается сакральный смысл колядования: ребенок разучивает стихи или песенки, с помощью которых поздравляет своих близких, друзей, соседей с Рождеством. Прославляя Бога, он сам становится проповедником Его любви к человеку. В итоге одаривается и тот, кто исполняет, и тот, кто благодарит за это.
Напоследок хочу поздравить всех верующих с приближающимся праздником Рождества Христова.

Каждое наше благое деяние должно славить имя Божие. фото
 

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: