Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Земное и небесное

Священник Алексей САВКО
31.08.2017 Версия для печати

14 августа православные христиане вступили в дни очередного многодневного поста, который именуется Успенским. Такое название он получил в силу того, что установлен перед двунадесятым богородичным праздником Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается всего две недели — с 14-го по 28 августа. Этот пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем ­Петров и Рождественский посты.

Известно, что Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Первые упоминания о посте встречаются уже в V веке. Окончательное же его установление произошло на Константинопольском соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1-го по 15 августа (по старому стилю).

Суть Успенского поста для православных христиан выразил святитель Симеон Солунский. Святитель пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуж­дая Ее тем к молитве за нас».

Таким образом Успенский пост готовит нас к празднику Успения Богородицы. И очень важно, чтобы каждый постящийся в эти постовые дни еще и еще раз вспомнил о величайшей Заступнице и Ходатаице за человеческий род Пресвятой Богородице. Вспомнить о ее жизни и подвигах, а также о том событии, которому и посвящен праздник Успения.

Успение Богородицы не описывается в Библии, но об этом событии известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».
Из Евангельского повествования мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии (Ин. 19:26—27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Пресвятая Богородица принимала приходивших к ней людей, которых Она благословляла и радовала. Однако Приснодева горела желанием снова увидеть ­Своего Сына и постоянно молилась об этом. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе. В знак торжества Богородицы над смертью, которая не будет иметь над Нею власти, архангел вручил ей райскую ветвь финикового дерева, и велел, чтобы ветвь несли перед Ее гробом в день погребения.

Когда Богородица поведала апостолом и народу, Ее почитавшему, о произошедшем, многие опечалились. Все горько плакали и просили Владычицу не оставлять их сиротами. Но Пресвятая Дева успокаивала всех и обещала, что когда Она предстанет перед Престолом Божиим, то будет молить Сына о всех живущих на Земле.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. В назначенный час Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой, поклонилась Ему и мирно, словно сладко засыпая, отдала в Его руки Свою душу. Чудесна была жизнь Пресвятой Девы, чудно и Успение Ее.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем.

Примечателен случай, который произошел в день погребения Божией Матери. На пути погребальной процессии встретился иудейский священник Афоний, который был ярым противником христиан. Этот нечестивец хотел осквернить ложе с телом Богородицы, опрокинув его. Однако только он прикоснулся к ложу, как ангел Божий, явившийся всем, отсек ему мечом обе руки. После этого апостол Петр предложил Афонию исповедовать веру во Иисуса Христа Сына Божьего, в силе и величии Которого он только что убедился. Пораженный случившимся и уверовавший, Афоний искренне покаялся. Петр велел ему с искренней молитвой обратиться к Божией Матери. И произошло чудо. Отсеченные руки его были исцелены. Афоний стал прославлять Богородицу и присоединился к процессии.

После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия в окружении небесных сил и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух — Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

Празднуя Успение, мы продолжаем, по слову Божией Матери, радоваться. Ибо Пресвятая Богородица исполнила Свое ­обещание. Покинув эту Землю телесно, Она не оставила ее духовно. Она покровительствует нам. Она продолжает следить за нами и молиться за всех, кто с верой и надеждой обращается к Ней. Именно поэтому православные христиане так любят Богородицу и стремятся воздавать Ей славу и честь. Именно поэтому в нашей стране есть столько построенных храмов в честь Богородицы.

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: