В стране продолжается заготовка березового сока. Напомним, с 22 марта Минский лесхоз возле своей столичной точки по адресу Багратиона, 70 начал его продажу. В первый же день здесь продали более 17 тонн полезного напитка по символической цене — 50 копеек за литр.

Минскому лесхозу помогают другие лесхозы области. График расширили, работают без перерывов и выходных с 9.00 до 20.00. 27 марта к точке на Багратиона неожиданно приехал министр лесного хозяйства Александр Кулик, чтобы посмотреть, как идет реализация березовика. Побеседовал с покупателями, оценил организацию работы, качество продукта и ассортимент. Убедился: сока хватит всем. «Бывает, и по 20 тонн в сутки продаем! Работаем до последнего покупателя», — подтверждает директор Минского лесхоза Андрей Козак.

Заместитель руководителя организации по идеологической работе Татьяна Ботян уточняет: к сезону реализации сока готовились заранее — это и дополнительное кассовое оборудование, и отдельные места, где покупатель может сам налить сок и рассчитаться. По данным на
9 апреля, Минский лесхоз уже реализовал 225 тонн сока, в том числе в столице — 155 тонн.
В Логойском районе напиток собирают со знанием дела. Заместитель директора — главный инженер Логойского лесхоза Роман Карсюк говорит, что заготовка натурпродукта начинается с лесосек, которые определяет лесничий. Далее — оформление лесного билета, оплата, после этого рабочие приступают к заготовке.

Методы — проверенные временем. Либо просверливают отверстие, либо делают аккуратную насечку бензопилой в форме галочки. Затем крепится сокоприемник, надевается мешок — и капля за каплей в него собирается березовик. Один мешок вмещает около 40 литров. А дальше — логистика: рабочие собирают мешки, помещают их в тару, после этого в лесничестве сок переливают либо в большие емкости для реализации населению, либо погружают на машины и вывозят на заводы.

В этом сезоне план у Логойского лесхоза был 150 тонн. Но уже заготовлено 155 тонн. Из них 105 тонн ушло на завод, а 50 тонн — людям. Спрос устойчивый. Работают сейчас в основном с близлежащим заводом. Перед тем как принять сок, там обязательно проводится лабораторная проверка: оценивают вкус, кислотность, плотность, отсутствие примесей воды (например дождя или льда) и посторонних добавок. Только после этого он идет на переработку, а затем на прилавки магазинов.

В этом году из-за внезапного потепления деревья быстро проснулись, началось сокодвижение. Продлилось оно всего две недели. Сейчас снова похолодало.

Необходимо будет попробовать сделать подсочку заново, но качество сырья уже может быть другим, — рассказывает Роман Александрович. — Если почки на деревьях быстро распустятся — сока не жди.

В Старобинском лесхозе подсочка идет во всех 11 лесничествах.

Часть сока уходит на переработку, остальная — напрямую потребителям: вывозим в город на продажу. В этом году заключили договор с Минским заводом безалкогольных напитков — уже реализовали 27 тонн, — рассказывает инженер по качеству отдела производства и реализации продукции Старобинского лесхоза Юлия Прокопович.

Погодные условия внесли свои коррективы. По словам специалиста, зима выдалась малоснежной, почва сухая — значит, и березы дали меньше влаги, чем обычно.

Если бы зима была снежной, думаю, выход был бы выше. В данный момент у нас 57 тонн общей заготовки. Обязательно попробуем еще раз сделать подсочку, когда погода наладится, — отметила она.

Продажи ведутся по нескольким каналам. В Солигорске работают две точки: одна стационарная — в павильоне, другая — мобильная, сок продают прямо с машины. Реализация идет и в самих лесничествах, где можно купить березовик на лесосеке.

— Реализация в лесничествах началась раньше, чем на точках. Первым стартовало Старобинское лесничество (18 марта), — рассказывает Юлия Прокопович. — В городе у нас всегда быстро сок разбирают. Например, в Солигорске люди берут охотно — кто по 5, кто по 120 лит­ров.

Лесхоз успешно реализует сок, расфасованный под собственным брендом. В этом году он выпустил бутилированный продукт с ярлыками и логотипом «Старобинский лесхоз». Под собственной маркой уже реализовано более 2 тонн в розницу.

Цена с 2021 года не менялась: 46 копеек за литр. Люди удивляются, почему так дешево, вода в магазине дороже стоит! — с улыбкой говорит Юлия Антоновна. — А мы просто держим стоимость доступной. Поэтому в Солигорске очередь, и в лесничества народ едет, чтобы быстрее отовариться. Лесничий с утра отправляет работников подвезти свежий сок: еврокуб стоит прямо на территории.

Старобинское и Листопадовичское лесничества находятся ближе к городу, именно здесь чаще всего спрашивают, можно ли приехать самим за соком, без посредников. Ответ: можно. Лесничества к этому готовы.

Ксения ВОЛКОВА
Фото автора

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cookies preferences

Others

Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.

Necessary

Necessary
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.

Advertisement

Necessary
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.

Analytics

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

Functional

Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.

Performance

Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.