Сезон заготовки шишек в самом разгаре. Зимняя погода способствует процессу. Лесхозы Гродненщины активно собирают хвойный урожай и везут его на переработку в лесосеменной цех Щучинского лесхоза. К слову, единственный в области. От цельной качественной шишки до готовых семян нужно пройти как минимум 7 операций. На каждом этапе — строгое соблюдение технологического процесса.
Корреспондент «БЛГ» побывала в цеху и проследила путь шишки. Оказывается, есть много нюансов, на которые должны обращать внимание работники цеха, чтобы в результате получить качественный посевной материал.
О тонкостях переработки
Посвятил в тонкости процесса переработки шишек и рассказал об особенностях нынешнего сезона начальник лесопитомника Щучинского лесхоза Александр Трахимчик. Забегая вперед, скажу, что наблюдать за увлекательным процессом, как из шишек получают семена, довольно любопытно. Не удивлена, что школьники, которые здесь бывают на экскурсии, остаются под впечатлением. Да и взрослые тоже. Этот объект является яркой точкой на туристической карте Щучинского района. Сегодня уделяется немало внимания производственному туризму. Нам интересно посмотреть, к примеру, как рождается хлеб, кем и как создаются техника, посуда, одежда, продукты питания. А здесь речь идет о приумножении нашего природного богатства. Лесоводы для этого прикладывают максимум усилий, и их труд тоже не должен оставаться за кадром. Но обо всем по порядку.
— Раньше переработка шишек велась в самих лесхозах кустарным способом, — вспоминает Александр Михайлович. — Заготовленное сырье помещалось в специальные шишкосушилки, где подсушивалось. Затем из раскрытых шишек механическим способом извлекали семена. Их отделение от крылаток проводилось вручную. В 2011 году был открыт наш цех, оснащен самым современным оборудованием, которое до сих пор функционирует без нареканий.
Перерабатываем шишки ели, сосны, лиственницы. В последнее время в основном у нас перерабатываются шишки сосны. На их долю приходится примерно 80 %. Остальная часть — ель и лиственница. В последние годы ель стала слабо плодоносить в связи с изменениями климатических условий. Объемы переработки каждый год меняются в зависимости от урожайности шишек. К примеру, в прошлом сезоне мы переработали 110 тонн лесосеменного сырья, но это не самый лучший год. В частности, в 2015-м перешагнули порог в 130 тонн. Но в основном перевыполняем плановое задание. Сейчас все усилия направлены на то, чтобы получить качественные семена. И, кстати, в этом сезоне неплохо поступают шишки ели, прошлый сезон в этом плане был практически нулевым. Так что будем с семенами.
К слову, сезон заготовки и переработки тоже сместился из-за климатических условий. Если раньше, говорит собеседник, начинали его в ноябре, то сейчас в основном во второй половине декабря. В частности, нынешний сезон начали с января. Объяснение простое: надо, чтобы продержались морозы, тогда шишка дозреет и будет готова к переработке. Может, она уже и до морозов сформирована, но имеет большую влажность, и в таком состоянии запускать ее в процесс нельзя, можно «запарить» семена. Раньше сезон заготовки заканчивался в марте, а сейчас нет времени столько ждать: из-за теплой погоды шишки могут раскрыться и «улетит» драгоценный урожай.
Как пояснил Александр Трахимчик, из тонны шишек сосны после переработки получается приблизительно 15 кг семян, из тонны еловых шишек — примерно 20 кг. Обильный урожай сосна приносит раз в три года, а ель — раз в 5 лет. С начала сезона в цеху переработано 3,6 тонны доставленных из лесхозов и лесничеств шишек (по состоянию на 17 января. — Прим. авт.). Уже свои свежие семена лиственницы в закрома заложили Щучинский и Волковысский лесхозы (общий вес — 10 кг). За этими цифрами скрывается не только огромный труд людей, но и работа высокотехнологичного оборудования.
Чтобы лучше понять процесс, образно представляю себя шишкой, поступившей на переработку, и предлагаю Александру Михайловичу показать все этапы, которые мне предстоит пройти.
Всё под контролем
Путь шишек начинается у больших ворот. Именно сюда лесхозы области, лесничества Щучинского лесхоза привозят лесосеменное сырье. Все идет через весы. На каждую партию помещается этикетка с необходимыми сведениями — о принадлежности, массе, месте и времени заготовки.
Далее шишки поступают на сортировку. Сырье движется по роликовому транспортеру, а работники цеха вручную его сортируют, выбраковывая некондиционные шишки — поврежденные вредителями, прошлогодние, нестандартного размера и так далее. Убирается вся иглица. И снова все взвешивается. То, что отбраковано, естественно, уже не идет в зачет. Наблюдаю за процессом и обращаю внимание, что маленькие шишки работники выбирают — они дальше не пойдут.
— А зачем тогда их собирать? — интересуюсь.
— Если шишка в диаметре 1,4 см и ниже, ее уже надо выбрасывать. Но когда лесоводы ведут сбор шишек с плантаций, они обязательно должны собрать весь урожай, до последней шишки. Если она останется на дереве, в нее могут заселиться вредители. А если такое произойдет, то вредители переберутся в хорошие шишки и можно испортить всю плантацию, — объясняет нюансы мой экскурсовод.
Шишки, прошедшие этап сортировки, попадают в сушильный шкаф. Вмещает он до 600 кг. Здесь они должны раскрыться. Самое главное — соблюдение технологического процесса, то есть определенная температура и влажность. Температура не должна превышать плюс 50 градусов. Все это отображено на датчиках. Срок сушки шишки сосны — около двух суток (в зависимости от ее влажности). Казалось бы, поставь выше температуру и получи результат за сутки. Озвучиваю мысли вслух.
— Ни в коем случае, — сразу говорит мне Александр Михайлович. — Быстрее не получится. Если, к примеру, поставим плюс 80 градусов, там образуется пар, и в итоге все семена запарим. Технологический процесс должен соблюдаться неукоснительно. Тут не поторопишься. Этап сушки можно назвать самым ответственным. Избыток влаги недопустим. Оператор четко следит за этим. Главная задача — сохранить зародыш в семени.
Шишки раскрылись — дальше они поступают в металлический барабан, который работает по принципу стиральной машины. Здесь из них извлекаются семена с крылаткой. Вот они нам и нужны.
— А переработанные шишки куда? — спрашиваю.
— Шишки нам больше не нужны. Их могут приобретать организации, физические лица для своих нужд. Если хотите, можете и вы приобрести для декора или поделок, — улыбается начальник лесопитомника и предлагает пройти к установке для бережного обескрыливания семян хвойных пород. На этом этапе воздухом выдувается крылатка и в барабане остаются семена.
Но пока назвать семена чистыми нельзя. А нам нужно получить чистые, без смолы, пыли и других примесей. Поможет в этом решетчатый сепаратор. Действует он как простое сито. Мусор отсеивается, распределяются по контейнерам семена мелкие и более крупные. Стоит отметить, что после каждого этапа все взвешивается и четко фиксируется. Надо же потом в случае возникновения вопросов объяснить лесхозам, почему, к примеру, из 10 тонн получили не 150 кг семян, как хотелось бы, а 50. И не просто объяснить, а подтвердить документально.
Далее лесосеменной материал ждет еще одно испытание. Необходимо отделить полные семена от пустых. Это позволяет сделать другой сепаратор — гравитационный, в котором «пустышки» выдуваются потоком воздуха.
Но и на этом этапе путь не закончен. Из каждой партии сырья отбираются пробы, которые поступают в лабораторию, расположенную в цехе. Там производится контроль качества семян на этапе их переработки. Пробы помещаются на стол проращивания, на котором проверяется всхожесть семян. Работники цеха наблюдают за ними 14 дней. Образцы партий отправляются в РЛССЦ, который выдает удостоверение качества. Семена хранятся при влажности 7 % в холодильной камере.
До востребования!
Завершающий этап — упаковка семян в коробки по 10 кг, на которых размещается вся необходимая информация. После этого они и отправляются в холодильную камеру на длительное хранение — до того момента, пока какому-либо лесхозу не потребуется провести посевы в лесных питомниках. В камере поддерживается температура строго в пределах ноль — минус 2 градуса. Семена могут здесь лежать до 5 лет.
Сейчас на хранении порядка 3,4 тонны семян из всех лесхозов области, из них 79 % составляют семена сосны обыкновенной.
Собеседник акцентирует внимание на том, что цех создан не для того, чтобы деньги зарабатывать. Он, скорее, носит социальную направленность. Главная задача — воспроизводство лесов. Во главе угла стоит не наращивание объемов переработки ради галочки, а получение качественного лесосеменного материала.
— У нас свои семена, нет никакой необходимости у кого-то их закупать. Более того, наши семена адаптированы к местным условиям. Привези их из-за границы — они не пригодятся нам. Даже у нас в Беларуси имеются три зоны, которые отличаются своими характеристиками. Что уж тут брать всю территорию. В каждом лесхозе разный выход. Вот даже по лиственнице скажу. Перерабатывали нашу, щучинскую, и привезенную из Волковыска. У коллег шишка крупнее и, соответственно, выход семян больше. Во всех районах по-разному.
Взяв горсть семян, интересуюсь у собеседника, сколько приблизительно деревьев может вырасти из этого. Александр Михайлович прикинул в уме:
— Вы держите где-то 50 граммов. А это примерно 8—10 тыс. деревьев.
Ух ты! У меня в руках столько природного богатства! Сколько же трудов на всех этапах приложили лесоводы, чтобы в конечном итоге получить семена — основу будущих лесов.
— Если ориентироваться на нормативы, то из 50 кг высеянных семян сосны мы получим 2,2 млн деревьев. Но на столе созданы оптимальные условия, влага, температура. Когда семя высевается в землю, условия не столь комфортные, результат будет другим. Прорастает где-то 25—35 %, — поясняет собеседник.
Елена МИСЮКЕВИЧ
Фото автора