Пчеловодство — особое мастерство, требующее не только знаний, наблюдательности и кропотливой работы, но и умения эффективно сочетать традиции и новации
Пчелы — неутомимые труженики, чем не перестают удивлять и завораживать людей. Еще с глубокой древности человечеству было известно о целебных свойствах меда и других продуктов пчеловодства. Примечательно, что ныне у полосатых работниц есть свой профессиональный праздник. 20 мая отмечается Всемирный день пчел. Это послужило поводом для беседы корреспондента «БЛГ» с пчеловодом Лепельского лесхоза Александром РЕУТОМ.
Почему именно с ним? Причин достаточно: во-первых, осенью прошлого года данный лесхоз стал победителем профильного конкурса, проводимого в рамках 1-го Международного форума по пчеловодству. Во-вторых, Александр Антонович — специалист в данной области не просто с большим опытом, а пчеловод в третьем поколении. Кроме того, погодные условия в северном регионе не всегда благоволят. Так, может, оттого здешний мед так хорош, что нелегко достается?
— Рецептурой не поделюсь, потому как пчелы и от меня ее скрывают, — шутит пчеловод. — Но если серьезно, то в вашем предположении есть рациональное зерно. Ведь вкус и аромат столь полезного продукта напрямую связаны с медоносами.
— В этой местности есть какие-то особенные?
— По Беларуси у нас нет таких уж уникальных мест. Но вот опыт высева на определенных участках такого медоноса, как фацелия, хорошо себя показал. У нее продолжительный срок цветения. Аромат у ее цветков тонкий, манящий. С садов, лугов и полей пчела собирает определенный мед, но по своему богатству оттенков ему не сравниться с лесным разнотравьем. Среди него особенно щедр, например, иван-чай.
В целом же еле уловимая, но характерная для лесного меда нотка кислинки немного ярче раскрывает вкус. Вероятно, это и отметило жюри конкурса. Мы были рады высокой оценке профессионалов. Тем более что минувший медовый сезон выдался непростым.
— Знойное было лето…
— Очень засушливое. Густой нектар пчелам было сложно добыть. Выезжали на лесосеки — малина сохла на глазах. Как оказалось, поля особо ничего и не дали. Да и липа подвела. Скорректировать ситуацию помогла как раз фацелия. Потом осот пошел, лесные травы.
Но не только лето перебрало лимит по плюсовым температурам. К исходу декабря 2022 года у нас почти все растаяло. Ненадолго, но воздух прогрелся до 16 градусов тепла. В крупных семьях матки ошибочно включились в пробуждение, что создало немало рисков. Не все, к сожалению, удалось преодолеть.
А вот минувшая зима была не особо сложной, в отличие от предыдущей. Пасека вышла из нее на 9 по 10-балльной шкале. Весна, правда, очень ранняя в этом году и холодная. При этом облет у пчел произошел 15 февраля. За всю мою пчеловодческую бытность такого не было.
— Первый взяток явно скудный вышел…
— Сады в период цветения не порадовали, к сожалению. Температура значительно колебалась. Местами мороз был до минус 8. Стабильность пасеки, конечно, поддержали сахарным сиропом.
Недавно расположили наши платформы с домиками возле рапсовых полей. По ним прогноз пока оптимистичный. Год на год, конечно, не приходится. Летом 2022-го такой славный сезон был. Погода благоволила. Дождей в меру. Пчелы на гречихе произвели тонну меда. Шли тяжелые, чуть не падали.
— Сколько вы уже, Александр Антонович, на страже благополучия пасеки лесхоза?
— Третий год. Ту, что принимал, и ту, что сейчас, не сравнить. Изначальная популяция существенно пострадала от клеща и нозематоза. Большая часть домиков стояла на земле, в итоге их сырость и плесень одолели.
Благодаря вниманию руководства лесхоза немало было сделано, чтобы это направление деятельности вышло на достойный уровень. В 2022 году закупили новые рамки и домики, 50 семей Карника. Новые ульи многокорпусные, 12-рамочные. Прежде пасека базировалась в основном на дедовских, рассчитанных на 16 или 24 рамки. Обзавелись дополнительными платформами для ульев. Теперь их четыре. Мобильность в нашем деле — весомое преимущество. Когда домики перемещаются, не только расширяются возможности пчелы по взятку, но и замешивается уникальный по вкусу и аромату медовый коктейль.
Здоровье пчел — на особом контроле. Необходимые лекарства в наличии, 2—3 раза по осени, когда безрасплодный период, обработка.
Недавно приобрели 10 пенопластерольных домиков. У них немало преимуществ, хотим опробовать в деле. Когда подойдет время, будем заселять жужжащих новоселов. Планируем сменить пчеломаток на более миролюбивых — породы Бахфаст. Чтобы в знойное время можно было более легко одетым работать.
— График у пчеловода плотный, особо не передохнешь…
— Сезон завершается весьма условно. Откачка меда. Потом следуют подготовка к весеннему периоду, очистка и наващивание рамок. С февраля — обязательный осмотр пчел: вдруг кормов не хватает.
Солнышко пригрело — уже пчелы летают за водичкой. Понемногу входят в рабочий ритм. И ты сам с ними темп нужный набираешь. Работа же кропотливая. По одной только крышечке поднять и закрыть несколько десятков домиков. Ощутимая физическая нагрузка, но за столько лет привык уже.
— Давно увлеклись пчеловодством?
— С 7-го класса. Отец и дед держали пчел. С отцом, помню, возле пчел суетились. Специальной одежды не было. Я ж подмастерье, кое-как прикрывался пиджачком. Чуть зазевался — чик, под глаз пчела «приветила». Неприятно, но охоту не отбило. Ловили в то время дикие рои. Ставили ловушки на деревьях. 36 семей держали. Если взяли ведро меда с домика, это уже хорошо. Для себя хватало. Одним словом, с детства прикипел к этому делу. Пчеловодство для меня уже как образ жизни и мысли.
— Пчелы — уникальные создания. Что для вас в них самое удивительное?
— Их трудолюбие впечатляет. Будучи 3 дня от роду, пчела сразу включается в работу — вылизывает соты, готовит их к будущей кладке. При этом чистота должна быть почти стерильной.
У каждой пчелы своя роль. Это не только сбор нектара, но и постройка сотов, уход за расплодом, защита семьи. Каждая особь четко и вовремя выполняет свою задачу.
Зачастую в поисках медоноса пчеле доводится пролететь 3 километра, найти цветок, собрать нектар и пыльцу, вернуться в свой домик, не сбившись с пути. Рассказать особым танцем, где находится урожайное место.
У них тонкая система ориентирования по запаху. У каждой семьи свой аромат. И из сотни домиков на пасеке пчела выберет свой. Правда, когда взяток идет, она может немного промахнуться и заглянуть к соседям. Примечательно, что если пчела со взятком, то те ее к себе пустят, если налегке — прогонят. Так что пропускная система у этих трудяг работает принципиально: только на внос, на вынос — нет. С воровками разбираются жестко.
Бывает, что осенью скудный взяток, у некоторых семей появляется соблазн обобрать соседей, если те недостаточно сильны. Действия захватчиков при этом четкие: проникнуть в улей, разобраться с королевой, пленить пчел и вынести мед. Пчелы действуют как единый механизм, кажется, ничто не может их поколебать в этом размеренном укладе.
— Каким принципом руководствуетесь в своей работе?
— С пчелой нужно всегда работать на опережение. Чуть промедлил — нагонять придется с трудом. Вовремя не расширил, стало тесно — рой ушел. Поэтому добросовестный пчеловод все время в движении. За день доводится в разных точках побывать, понаблюдать, оценить и спрогнозировать ситуацию. Если ты не предвосхитил события, значит, утратил контроль. Чтобы получить результат, нужно основательно подготовиться, просчитать все возможные риски. Так что самому нужно быть в определенном смысле пчелой.
Но сколько бы ни было нажито опыта, нужно обогащать свои знания, следить за технологическими тенденциями. Без этого — застой и упадок.
— Рои или отводки?
— Второе. Отводки делаю разносортные: по рамке из разных, но самых сильных семей собираю. Чтобы не дрались, как выведутся, специально обрабатываю. Ставлю им зрелый маточник. Пчелы сразу выводят матку. Она вступает в права и задает тон дальнейшей работе улья, руководит, опираясь на свой феромонный авторитет. Такая харизма позволяет естественным образом подчинить молодых пчел. Лучше, конечно, матку загородить на первые дни, чтобы адаптация прошла постепенно и более мягко. От силы хозяйки улья очень многое зависит. Если она хорошая, то семья будет медоносная, продуктивная. Если слабая, то пчелы ее меняют. Создают условия для появления более эффективной.
Когда семья достигает пика своей силы, ею сложно управлять. Одно дело — 12 рамок,
другое — втрое больше. Тогда уже они тобой управлять начинают. Здесь важен баланс. Когда безвзяточный период, нужно грамотно и умеренно ослабить семьи. Если часть семей заметно обессилила, их можно соединить. Не у всех проходит гладко такой период, но благодаря определенным тонкостям достигается хороший результат. Капля валерианы помогает им найти взаимопонимание.
— Не находите, что по сравнению с медом иные полезные продукты пчеловодства недооценены?
— Согласен с этим. Пчелы производят прополис, пергу, маточное молочко, пчелиный яд. В них — значительный целебный потенциал. Даже пребывание рядом с пчелиным ульем на людей позитивно влияет. Апитерапия ведь не на пустом месте возникла. Считаю, что от нее исключительно положительный эффект.
Многим кажется, что это легко: пчелы носят мед, а ты его откачиваешь, когда подходит срок. На самом деле не так. Пчелы трудятся усердно, по капле создавая этот уникальный продукт. И чтобы его было больше и качество его было выше, нужно самому приложить немало усилий на каждом этапе. Есть, конечно, факторы, на которые мы не в силах повлиять. Но то, что от тебя зависит, должен обязательно соблюсти и главное — вовремя.
При этом Александр Реут приоткрывает один из домиков. Тут же пространство наполняет душистый аромат, а вибрация жужжащего внутри улья клубка становится почти осязаемой.
Пчеловод с улыбкой резюмирует:
— Обратите внимание, внутри все буквально ходит ходуном. У пчел всегда кипит работа. Это вся их жизнь. Нам есть чему у них поучиться…
— Бесспорно. Спасибо, Александр Антонович, за беседу!
Мария УСОВА
Фото автора