15-летний Кирилл Альховик вырвался в лидеры с проектом под названием «Влияние конструкции рогатых ульев Паливоды на продуктивность медоносных пчелиных семей разных пород и определение качества меда с учетом периодов медосбора». Он стал победителем в номинации «Экология (рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов)» среди учащихся школ и профтехучилищ.

Кирилл учится в 9-м классе СШ № 3 г. Осиповичи, которая уже трижды подтверждала статус экологического образовательного проекта «Зеленая школа» с дипломом 1-й степени. Его научный руководитель — учитель химии и биологии, руководитель экологического научного объединения школы Светлана Зайцева рассказала «БЛГ», что тему проекта Кирилл выбрал и предложил сам. Неспроста: он является юным пчеловодом уже в пятом поколении. Мальчик с 10 лет вместе с папой и дедушкой занимался конструированием различных необычных ульев, читал отечественную и зарубежную литературу, смотрел обучающие видео. Его отец Степан Иванович полностью поддерживает сына в его увлечении: на семейной пасеке они вместе испытывали разработки и проводили анализ результатов. По технологии Кирилла семья Альховик усовершенствовала уже 16 из 24 ульев.

Основная проблема, с которой сталкиваются многие пчеловоды в Беларуси, — неудобство традиционных ульев-лежаков и их несовершенство для содержания пчел. В своем проекте девятиклассник предложил современное решение этой проблемы — рогатый улей (на базе разработки Михаила Паливоды — создателя уникальной конструкции улья, которая отличается особой простотой всех его элементов), который не только удобен в использовании, но и способствует увеличению медоносности пчел.

Кирилл разделил традиционный улей на корпуса и изменил его форму. Так был создан вариант с корпусными элементами и рогами, представленный на выставке-презентации. Юный инноватор пояснил, что рога не имеют ничего общего с рогами парнокопытных: они выступают чуть выше корпуса, обеспечивая прочность конструкции и закрепляя коробки друг на друге. При создании крыши улья используется плотная прозрачная пленка для обеспечения эффекта термоса и возможности следить за семьями в холодное время года. ­Таким образом, утепление крыши пеноплексом и фольгоизолом происходит еще на этапе конструирования, облегчая труд и снижая необходимость постоянного добавления материалов.

Также Кирилл рассказал, что одним из важных усовершенствований стало внедрение сетчатого дна для борьбы с клещами, благодаря которому, когда пчела скидывает клеща, который ползет по ней, он проваливается через сетку и уже не может вернуться в улей. А установка разделительной ганемановской решетки предотвращает проход матки через определенные отверстия для откладывания яиц и разделяет корпуса.

Улей Альховика поделен на зоны для разделения меда и расплода. Изначально устанавливаются три корпуса: два — под расплод матки и один — под мед, а после расширения семьи три — под расплод и три — под мед. Стандартные ульи сталкиваются с проблемами откачки меда из-за наличия яиц пчел в сотах, что приводит к смерти пчел и недостатку меда.

— Этот улей позволяет снять полные рамки чистого (например, раннего — рапсового или липового) меда без примесей. Монофлерный мед особенно актуален для людей, страдающих от аллергии на определенные виды растений, — рассказывает руководитель проекта Светлана Зайцева.

Кроме того, Кирилл нашел способ защитить пчел от кражи меда осами, шершнями и пчелами-воровками: он установил сокращенный мультилеток, представляющий собой съемную доску, на которую пчелы смогут приземляться, входить и выходить из улья. Если классический леток — это сплошная доска, то положение улучшенного летка можно менять, тем самым открывая или закрывая вход пчелам. Учительница Кирилла считает, что за модернизированными рогатыми ульями будущее.

Сам школьник делает значительный акцент на экономической выгоде от внедрения рогатых ульев в лесхозах и на пасеках. Использование такой конструкции повысит медопродуктивность одной семьи на 7 килограммов меда за один сезон. Кирилл отмечает удобство транспортировки таких ульев за счет съемных корпусных элементов и закрывающихся летков. А чтобы нижние корпуса не оказывались под снегом зимой, он предлагает размещать их на старых автомобильных и тракторных шинах, давая им новую жизнь.

Рогатый улей выходит дешевле в том числе и благодаря использованию сосновой доски-сотки, которую можно подрезать под разные размеры. В традиционных ульях применяются три разных вида досок и три вида дерева, что делает их производство дороже.

— Пасечники в лесхозах при минимальных затратах и навыках работы руками уже сейчас смогут применить эту технологию, — подчеркивает подросток. — Для удобства сборки мы сделали трафарет (кондуктор), облегчающий ­скручивание досок: в него легко встают одинаково нарезанные доски, что исключает брак при сборке корпусов. Улей собирается довольно просто — по принципу конструктора.

Наверное, именно из-за предприимчивости и инициативности юного Кирилла Альховика сотрудники Осиповичского опытного лесхоза, в который его пригласили вместе с отцом на День работников леса минувшей осенью, говорили, что когда парень вырастет, обязательно станет директором лесхоза.

Ксения ВОЛКОВА
Фото из архива Кирилла АЛЬХОВИКА