Почему так важно сегодня донести до людей информационную повестку, в чем заключается истинный патриотизм и как на практике поддержать молодежь — поговорили на очередном семинаре­учебе, организованном для идеологического актива отрасли.  

16 июня заместители руководителей по идеологической работе лесхозов Минской области были приглашены на семинар­учебу, цель которого — посетить знаковые объекты независимой Беларуси, обсудить проблемные вопросы в работе, послушать мнения авторитетных спикеров ведущих СМИ. Мероприятие прошло с участием первого заместителя министра лесного хозяйства Александра Драгуна. 

Следует отметить, что это вторая подобная учеба, столицу с аналогичной целью уже посещал идеологический актив Гомельской области. 

Программа же семинара­учебы для идеологов лесхозов Минского ГПЛХО была не менее насыщенной — участники посетили Музей современной белорусской государственности, где узнали о наиболее знаковых событиях в истории страны, возложили цветы к монументу Победы и прошли с экскурсоводом по улицам Минска, ознакомившись с основными его достопримечательностями. А заместителю руководителя организации по идеологической работе Копыльского опытного лесхоза Татьяне Конопляник было особенно приятно в кругу коллег оказаться на площади Государственного флага. Здесь находится Рес­публиканская доска Почета, а на ней — табличка с названием родного учреждения. Копыльский опытный лесхоз был занесен на Республиканскую доску Почета по итогам работы в 2022 году.  

Далее участники направились в Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, где их ожидали встречи с представителями белорусской медиасферы, а после — живой диалог с руководством отрасли. 

Как показал первый опыт проведения подобных семинаров, они дают возможность узнать новое для себя, а также обсудить с руководством отрасли в неформальном разговоре волнующие вопросы. Так получилось и на этот раз. 

Время обязывает быть во всеоружии! 

Первый спикер, с которым поговорили о том, как выстроить эффективный диалог с общественностью, — гендиректор информационного агентства «Минская правда» Лариса Коршун с ходу призвала идеологов четко реагировать на вызовы современности. И объяснила, как противостоять информационным атакам, различным вбросам и фейкам, а также, почему важно не молчать, а быть первыми и какие новости никогда не появятся в современных СМИ. 

— Мы формируем общественное мнение. Поэтому в условиях информационной войны нужно заводить несколько источников информации. Время обязывает быть во всеоружии. Нужно наступать, а не обороняться. Создавать свою повестку и забивать чужую. Когда же начинаем оправдываться, мы уже проигрываем. Поэтому так важно быть первыми в информационном пространстве и ни в коем случае не молчать! — обратилась к заместителям руководителей организаций по идеологической работе Лариса Коршун. Она порекомендовала активнее вести соцсети, развивать свой видеохостинг, использовать соответствующий контент. — Что снимать вам, идеологам лесной отрасли, и выкладывать в сеть? Конечно же, красоту лесов, которые в Беларуси прекрасны в любое время года. Контент фотоловушек, который расхватывают все. В видеосюжетах смело популяризируйте свое ведомство, показывайте, что делать в лесу, каковы там правила поведения и т. д. 

С лекцией на тему «Современное медийное пространство Республики Беларусь: особенности и перспективы развития» выступил второй спикер — главный директор главной дирекции Первого национального канала Белорусского радио Максим Угляница. Он также призвал идеологический актив развивать социальные сети: 

— Если вас нет в интернете, нет и в жизни. Не забывайте, что главная функция таких медиа — это коммуникация. Новость лучше подавать в общении. Старайтесь вызвать людей на диалог — так информация заходит лучше. Становитесь сами журналистами! Сегодня в любой сфере важно не только принимать решения, но и рассказывать о них. Быть для людей первоисточником новостей — как хороших, так и неприятных. 

Информация и коммуникация 

Вторая часть семинара проходила по традиции в формате откровенного, доверительного разговора. О состоянии идеологической работы в Крупском лесхозе и мерах по ее совершенствованию заместитель руководителя организации по идеологической работе Наталья Камович решила рассказать не официально, «по бумажке», с перечислением цифр и проведенных мероприятий, а поделилась наболевшим: 

— По всем планам, доведенным нашим министерством, программам лесхоза мы работаем системно. Все на конт­роле. О работе с молодежью, ветеранами можно много говорить, но что меня как идеолога, человека, выстраивающего коммуникацию между работниками лесхоза, сегодня волнует? Я неоднократно заявляла о необходимости преподавания психологии для идеологов. Это важно в наших реалиях. Мы работаем с различным контингентом, нужно достучаться до каждого. Нам самим важно быть психологами. Тех двух часов, что нам дают на эту дисциплину на курсах повышения квалификации, явно недостаточно. Также нужна помощь профессионалов в работе с контентом для соцсетей. Какой­либо обучающий курс — как систематизировать и редактировать информацию в соцсетях и т. д.  

В ответ первый заместитель министра Александр Драгун предложил участникам семинара поразмышлять: 

Все, о чем вы говорите, правильно. Но, по­моему, мы начинаем не с того. Что является первоочередной задачей идеолога на сегодня? Что в вашем понимании патриотизм? Патриотизм — это нормальная, спокойная, добросовестная работа без перегибов. При этом ваша работа и работа ваших коллективов должна быть видна. 

Например, вы принимаете участие в каком­либо мероприятии — приехали на курсы повышения квалификации, республиканский семинар и т. д. — опубликуйте совместное фото с коллегой, покажите своим работникам, чем вы занимаетесь.  

Или сейчас, в пожароопасный период, показывайте личным примером, как нужно вести работу с населением — идите в районку, на радио, региональное телевидение, в коллективы, встречайтесь, общайтесь, информируйте людей, как правильно себя вести в лесу в такой ситуации, почему запреты на посещение обоснованы. Не надо ничего изобретать — 5—6 минут выступления, а эффект есть. 

А как сегодня — в сложный период пожаро­опас­ной ситуации — работает горячая линия в лесхозах? Насколько компетентны те работники, которые дежурят на ней и напрямую общаются с населением?  

Прямо в ходе семинара Александр Драгун решил позвонить, не представляясь, на горячую линию Крупского лесхоза, чтобы узнать, какой установился класс пожарной опасности, оштрафуют ли его, если он нарушит запрет на посещение леса? И в большинстве своем на все вопросы он получил корректные ответы.  

Информационная работа с населением — важнейшая из задач в работе идеологов учреждений лесохозяйственной отрасли, подчеркнул первый замминистра. Пока же ее уровень оставляет желать лучшего. Некоторые сайты лесхозов не обновляются на регулярной основе.  

— Так откуда люди в вашем районе узнают о работе вашего лесничества, лесхоза? Вы ее должны показывать каждо­дневно, — заострил внимание Александр Николаевич. — Например, лесник хорошо сработал на ликвидации лесного пожара. Где об этом — на сайте, в телеграм­канале, инстаграме — заметка, фоторепортаж, интервью? Нет нигде! Или у вас в лесхозе прошла планерка, так почему на сайте о ней не рассказать? Ведь оттуда работники учреждения почерпнут информацию о том, какие задачи актуальны на текущей неделе? Возьмите за образец наш телеграм­канал и действуйте! Пуб­ликуйте новости министерства, лесхоза, следите за общественно­политической жизнью в стране, рассказывайте больше о событиях с участием Главы государства.  

Или вот еще один важный вопрос. Очень скоро, с 12 по 17 июля, в стране состоится главное культурное событие года — XXXII Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». А как в нем участвуют наши лесхозы?  

В прошлом году первый замминистра посетил площадку «Города мастеров», где традиционно в рамках «Славянского базара» представляется продукция со всей страны от умельцев и организаций. И только один Ганцевичский лесхоз представил отрасль — мед продавал. Ни одного лесхоза от Витебского ГПЛХО!  

Исходя из этого, Александр Драгун предложил всем ­ГПЛХО представить свою продукцию на творческом форуме в этом году, показать всем — и гостям, и белорусам — возможности нашей отрасли:  

— Прошу всех ответственно отнестись к поручению, убеж­ден, что наши объединения должны использовать любую возможность презентовать себя, свою продукцию, тем самым популяризируя лесную отрасль в целом.  

Куда направить усилия 

Далее в формате диалога Александр Николаевич продолжил обсуждать с идеологическим активом проблемы, которые его беспокоят в работе с коллективами, на что идеологи должны обратить основное внимание и куда направить усилия.  

Одна из важнейших составляющих идеологической работы в коллективах — спортивно­массовая работа. Как пример — первый в лесной отрасли туристический слет, который провели 9—11 июня. 

Благое дело для людей. Сколько было скептицизма в отношении самой идеи такого слета: некому участвовать и тому подобное. Но твердая позиция руководства министерства, желание еще больше сплотить коллективы системы, сделать то, чего никогда еще не было в отрасли, не позволили скептикам одержать верх. Как результат — десятки благодарных отзывов и воспоминания, которые еще надолго останутся в серд­цах участников. 

— Турслет провели, я считаю, на самом высоком уровне, всех участников хочу похвалить, молодцы! — сказал Александр Драгун. — И эту добрую традицию обязательно закрепим и продолжим. Практически все отзывы участников, включая представителей ГПЛХО, были самые позитивные. Мне было важно посмотреть, как в такой неформальной обстановке сплачивались коллективы. И выводы, которые я сделал, в основном положительные. Значит, подобные мероприятия нам нужны! 

Дорогу молодым 

На семинаре­учебе Александр Драгун раскритиковал руководителей за недальновидное отношение к перспективной молодежи и потребовал от идеологов выстроить работу так, чтобы у нее была возможность карьерного роста. В некоторых лесхозах молодые люди годами трудятся в должности мастеров леса, не имея подвижек в карьере.  

— Мы обязаны обратить внимание на эту проблему, — подчеркнул первый замминистра. 

А в двух лесхозах Минской области опытным идеологам, долгие годы работающим в своей сфере без серьезных нареканий, директора лесхозов предложили продлить трудовые отношения лишь… на год. 

— Подобные ситуации будут пресекаться на корню. Людей, работающих без нареканий, в отрасли всегда защитят. Что касается вас, идеологов: вы, конечно, не можете принимать управленческих решений, но подсказать своему руководителю, что есть специалисты, которым необходим карьерный рост, помочь скорректировать кадровую политику вам вполне по силам. 

Александр Драгун в разговоре с идеологами не мог обойти вниманием и такой насущный вопрос, как работа с будущими целевиками. И потребовал от актива не просто проводить профориентационную работу в классах, а индивидуально беседовать с выпускниками: 

— Необходимо лично разговаривать с молодыми людьми, рассказывать о преимуществах выбора профессии в лесной отрасли. Стремиться искать целевиков не только в своем районе, но и в других. Скажем, почему не пригласить выпускника из Хойникского, Наровлянского, того же Ганцевичского района на работу в Минскую область? Да к вам очередь из целевиков выстроится! 

Первый замминистра поставил задачу в следующем году каждому идеологу обеспечить по 2 абитуриента с целевым направлением ввиду острой нехватки кадров в отрасли.  

Аналогичные семинары в ближайшее время будут проведены для идеологов Гродненской, Витебской, Могилевской и Брестской областей.

Анжелика МИЛЬТО