Он родился и вырос в деревне, окруженной стройными рядами сосен и вековых елей, с малых лет обучился охоте и рыбалке. Родной дед был лесником, от него Александр Васильевич узнал, по каким законам живет лес. Еще в школе определил для себя, что станет работником лесной сферы. Выбрав единственно возможный путь, никогда ему не изменял. Находясь на разных должностях, продолжал служить лесу и делал все возможное для защиты и сохранения природных богатств.

На прошлой неделе Александр Бурый отметил 60-летие. Это очень хороший повод, чтобы оглянуться назад, вспомнить основные вехи трудовой биографии. «БЛГ» задала юбиляру несколько вопросов.

— Александр Васильевич, мы знаем, что именно в Клецком лесхозе началась ваша трудовая биография. Вы приехали сюда работать в 1989 году после БГТУ мастером леса. А как сложилось все в дальнейшем?

— Мастером леса проработал два года, после чего меня назначили лесничим Новиковского лесничества, затем перевели в Несвижское. Это был ценный опыт. Пришло осознание того, что значит быть руководителем, держать руку на пульсе лесохозяйственных процессов (от лесовосстановления до заготовки древесины) и отвечать за все происходящее на вверенной тебе территории.

В Несвижском лесничестве работал до 2002 года, три года был главным лесничим Клецкого лесхоза, а затем меня пригласили в систему управления делами Президента. Около шести лет возглавлял ГЛХУ «Красносельское».

— Значимым этапом вашей трудовой биографии стал Национальный парк «Беловежская пуща», где вы почти 12 лет трудились в должности генерального директора. Чем запомнился этот период?

— Все эти годы вместе с командой единомышленников мы активно развивали природоохранную и научную деятельность, вели лесное хозяйство, продвигали туризм. Заповедный лес своей первозданностью привлекает огромное количество туристов, которые, побывав в Беловежской пуще один раз, приезжают сюда снова и снова. Мы старались идти в ногу со временем, отвечать на запросы общества, создавали объекты инфраструктуры и выстраивали отношения «лес — человек» по принципу обоюдной выгоды и гармонии. Свою основную задачу на этом посту я видел в том, чтобы сохранить для потомков заповедное место. Чтобы спустя сотни лет пуща жила, продолжала дарить людям природную красоту и неповторимую энергетику.

— С какими чувствами вы спустя годы вернулись туда, где начинали карьеру? Как встретил вас Клецк?

— По большому счету, с Клецком я не расставался. Еще будучи лесничим, построил дом, здесь оставалась моя семья, росли дети. Практически каждые выходные приезжал в город, который стал для меня родным.

Первый рабочий день в качестве директора Клецкого лесхоза был одновременно и волнительным, и радостным. Не покидало ощущение, что наконец-то вернулся домой.

— Как вы думаете, можно ли профессионально заниматься лесом и не любить его?

— Нет, это совершенно невозможно. Лес чувствует, как к нему относится человек. Того, кто работает в лесу, но не любит его, он не примет. Рано или поздно такому специалисту придется уйти в поисках другого места. Есть еще вот какой момент. Чтобы успешно организовывать лесохозяйственную деятельность, надо любить не только лес, но и людей, которые в нем работают. Я навсегда запомнил разговор со старым лесником, когда только приехал в Клецкий лесхоз. Он мне сказал: «Сынок, в лесу трудятся люди с чистой душой. Плохих, вздорных, озлобленных здесь нет. Если ты полюбишь наших людей, у тебя все получится.

Я с первого дня относился с уважением к работникам, которые ухаживают за лесом, охраняют его от пожаров и других губительных факторов. Полюбил их за то, что небезразлично относятся к своему делу, готовы выложиться по полной, чтобы в лесу был порядок.

— Александр Васильевич, а что сегодня самое главное для руководителя вашего уровня? Как следует строить работу, чтобы лесхоз крепко стоял на ногах и разви­вался?

— Нужно трудиться с полной самоотдачей и вникать во все нюансы, включая самые мелкие вопросы. Я всегда ставлю реально выполнимые задачи, приветствую инициативу, требую, чтобы каждый честно выполнял свои обязанности и понимал: лес — одно из главных богатств нашей прекрасной страны. Мы должны рационально использовать его ресурсы, правильно распоряжаться ими. Все процессы следует выстраивать так, чтобы лес и в дальнейшем рос, хорошел, достигал возраста спелости и давал нам возможность зарабатывать деньги. Без экономики и грамотно организованной работы не будет ни самого леса, ни сплоченного трудового коллектива, способного выполнять поставленные задачи.

Сегодня любому руководителю очень важно уделять внимание вопросам механизации, приобретения техники, модернизации производства. Хочу сказать, что мы уверенно движемся в этих направлениях. Клецкий лесхоз сейчас достраивает пеллетный завод, ведет закупку лесозаготовительного комплекса, обновляет линию лесопиления. Эти шаги позволят нам увеличивать производительность труда, осваивать новые виды продукции, заготавливать больше древесины.

— Интересно было бы узнать, с чего начинается ваш рабочий день?

— С утренней планерки, где обычно подводятся итоги предыдущего дня, ставятся задачи на предстоящий период, оговариваются перспективные вопросы. Это, скажем так, мозговой штурм. Зачастую он предопределяет, как все сложится сегодня, каким будет результат коллективной работы.

— Расскажите, пожалуйста, немного о личном. Кто ваши близкие люди?

— Я из многодетной семьи, пятый у родителей. Всегда ощущал их поддержку, они учили нас жить по совести, делали все, чтобы мы все выросли достойными людьми. Так оно и произошло, чему я очень рад.

Мы с супругой создали семью, когда еще учились. Временами было очень сложно, но мне, деревенскому парню, не привыкать к трудностям. Приходилось и вагоны по ночам разгружать, и другую работу выполнять. В Клецкий лесхоз мы приехали с трехлетней дочкой на руках, обустроились, наладили быт. Я с головой погрузился в дела, старался добросовестно трудиться. Замечательное было время!

Дети у меня хорошие. Как и любой отец, переживаю за них, горжусь их успехами и очень хочу, чтобы в дальнейшем все складывалось благополучно.

— Александр Васильевич, а если б вам пришлось начать все сначала, пошли бы в лесную сферу?

— Однозначно! Я не представляю своей жизни без леса. Он для меня — истинная ценность, источник радости и силы духа.

Светлана НАРЕЙКО
Фото из архива Клецкого лесхоза