Найти воинов, которые сражались за свободу нашей Родины во время Великой Отечественной войны, и восстановить их имена — этим уже более 5 лет увлечен лесник Старосельского лесничества Рогачевского лесхоза Михаил Контанистов.
 

Историей своей страны Михаил интересовался всегда, хотел больше узнать о своих дедах. Они оба освобождали нашу землю от немецко­фашистских захватчиков, оба не вернулись с войны, рассказывает лесник: 

— Дед по матери Алексей Козловский партизанил, а когда район освободили, влился в ряды Красной армии. Командовал пулеметным расчетом, даже был награжден орденом Красной Звезды. Погиб на территории современной Латвии. Дед по отцовской линии Стефан Контанистов был награжден медалью «За боевые заслуги» за форсирование рогачевской Друти. Погиб в Гродненской области.  

Однако поисковиком Михаил Контанистов стал почти случайно. В 2017 году на территории их лесничества в рамках проекта «Вахта Памяти» начали поисковые работы ребята из Пензы из сводного поискового отряда «Поиск — Вез­деход».  

— Они ищут места боев, которые вела с врагом в 1941 году 61­я стрелковая дивизия, находившаяся в составе корпуса генерал­лейтенанта Леонида Петровского. Большинство ее бойцов и командиров были уроженцами Пензенской области. В июле 1941 года дивизия участвовала в первом контрударе Красной армии на территории БССР, освободила город Рогачев и несколько сел. Затем начались не менее кровопролитные позиционные бои. Убитых хоронили там, где их настиг­ла смерть, — в воронках и окопах. Меня очень заинтересовал процесс поиска, и я с ними стал искать героев той войны, — вспоминает лесник. 

Этот контрудар занимает важное место в отечественной военной историографии. Уже 3 июля 1941 года немецкие части заняли Рогачев. Однако скоро были выбиты из города неожиданным контрударом корпуса генерал­лейтенанта Леонида Петровского. Везде Красная армия с боями отступала, а здесь танковая дивизия будущего немецкого фельдмаршала Моделя пятилась на запад. Полтора месяца корпус Петровского вел успешные бои с немцами, оттягивая силы врага от московского направления. Но в итоге был окружен противником. 13 августа командование фронтом прислало за комкором Петровским самолет, а он вместо себя отправил в тыл тяжелораненого бойца. 17 августа при прорыве из окружения комкор погиб.  

По официальным данным, он числился без вести пропавшим. Однако, по легенде, немцы похоронили его с генеральскими почестями. Поставили деревянный крест, где на русском и немецком языках написали: «Командир русского корпуса генерал Петровский». Эта легенда частично подтвердилась в 1944 году. Могила генерала была обнаружена в соседнем Жлобинском районе. 

Лесник Михаил Контанистов для пензенцев в первую очередь проводник. Родные леса он знает как свои пять пальцев. Разыскивает в течение года вероятные места захоронений.  

В 2018 году вместе с пензенскими поисковиками здесь нашел и установил личности 54 бойцов. В 2019­м — 7 воинов. 2020­й пропустили из­за ковида. В 2021­м —14 бойцов. В 2022­м — двух. Михаил с гордостью рассказывает, как по медали вычислил имя неизвестного воина: 

— Обнаружил медаль «За боевые заслуги» в братской могиле, по номеру нашел владельца. Уроженец Орла Николай Петрович Алдошин. Есть данные, что погиб он 23 июня 1944 года, в начале операции «Багратион». Во время Великой Отечественной войны Рогачевский район стал местом ожесточенных боев. В 1941­м здесь проходило первое советское контрнаступление. В 1944­м начиналась операция «Багратион». Теперь известно не только когда и где погиб этот человек, но и где захоронен. На мой взгляд, это очень важно для его потомков.  

Наверное, больше всего военных захоронений на Рогачевщине связано именно с 1944 годом. Наступающие всегда несут немалые потери. 24 февраля 1944 года в ходе Рогачевско­Жлобинской операции войска 3­й армии генерал­лейтенанта Александра Горбатова освободили часть Рогачевского района и сам город. Правда, выбить немцев из пригорода за рекой Друть не удалось. Почти полгода линия фронта проходила через город. Заречным рогачевцам, как и соседним жлобинцам, пришлось ждать июня — начала операции «Багратион».  

Для одного писателя с мировым именем Рогачев стал местом боевой славы. Старший лейтенант Александр Солженицын за личную доблесть при освобождении города был награжден орденом Красной Звезды. А советский классик Константин Симонов прославил местную сгущенку в своем дневнике «Разные дни войны»: «Здесь, в дивизии, устроили привал на полтора часа. Выяснилось, что эта дивизия отступала через Рогачев, где был взорван нами самый большой в стране завод сгущенного молока, и мы запаслись этим молоком, заполнив им имеющуюся тару. Нам налили по котелку, и мы тронулись в дорогу, макая черные сухари в сладкое сгущенное молоко. Мне казалось, что я давно не ел ничего вкуснее». 

Рогачевщина стала одним из маршрутов легендарной наступательно­освободительной операции «Багратион». Листаем страницы истории. Конец 1943 года. В ходе битвы за Днепр советскими войсками прорвана укрепленная линия — германский «Восточный вал». На территории советской Украины удается развить наступление, к лету 1944­го освобождены Одесса, Крым, Черновцы, Житомир. Основные силы сторон скапливаются вдоль линии фронта между Тернополем и Ковелем. 

В Беларуси зимнее наступление Красной армии остановилось. С одной стороны, не хватило сил, с другой — мешала местность. Леса и болота стали преградой для продвижения большой массы войск. Наступать, особенно в осенне­зимне­весенний период, можно было только по дорогам, эти направления блокировали немцы. Однако советскому командованию удалось обмануть гитлеровских стратегов. Основная часть отечественной бронетехники была расположена в Северной Украине, здесь под Ковелем враг и ждал главного удара. Как противоядие туда массово направлялись «тигры» и «пантеры». Зато на белорусской стороне было сосредоточено не более 11 % бронетехники Восточного фронта. Советские танковые корпуса тайно перебросили с южного театра военных действий. Они и обеспечили вскоре мощные прорывы и молниеносное наступление. Надо сказать, что у Крас­ной армии на тот период и в небе, и в броне было значительное превосходство над противником.  

Операция «Багратион» началась в районе Витебска и развивалась весьма успешно. Однако именно южный удар ­Рокоссовского стал самым неожиданным. Часть его войск, 3­я армия генерала Горбатова шли на Бобруйск традиционной дорогой из Рогачева, встретив довольно жесткое сопротивление. А вот 65­я армия Батова и танковый корпус Панова появились фактически из болота.  

Танки при переправе уходили под воду до башни. Риск был большой, и маневр крайне сложный. Танкисты сначала отрабатывали эти элементы на тренировочном болотистом полигоне. Весь «Багратион» можно назвать советским блицкригом, местью за 1941 год, враг был повержен в очень сжатые сроки — с 23 июня по 29 августа. «Перепрыгнувшие» через болота войска были полной неожиданностью для немцев под Бобруйском. Следующим этапом стал Минск. Подтянутые германские резервы контратаковали армии, шедшие со стороны Витебска, а вот южный удар был нокаутирующим. В итоге — Минский котел. Катастрофические полумиллионные потери противника и марш пленных немцев по центру Москвы. Самое главное — перелом в войне, от этого удара нацистская Германия уже не оправилась. Но за этой славной историей стоят оборвавшиеся жизни людей, которые могли своим мирным трудом приумножать успехи страны, но пали за ее свободу. Их имена мы не имеем права забыть, уверен Михаил Контанистов: 

Я сам установил 9 личностей, которые могли бы навсегда исчезнуть во тьме истории. Это уже не просто холмик или безымянная братская могила. Получилось воскресить имя, а с ним и память о человеке. Сегодня именно так я могу отблагодарить тех, кто не пожалел жизни за наше свободное, мирное будущее.  

Станислав ГАЛКОВСКИЙ 

Фото автора