Каким был путь к медали «За трудовые заслуги» Романа Мацкевича, вальщика леса Бельского лесничества Полоцкого лесхоза?

Скромный и рассудительный, искренний и сентиментальный в своей душевной привязанности к лесу и родному краю. Роман Мацкевич рассказывает, как определился с призванием. Еще школьником познакомился с трудом лесоводов. Вместе с одноклассниками не раз помогал с посадками и дополнениями.  

— Свое первое дерево я посадил в классе седьмом, — вспоминает Роман Александрович. — Это было очень волнительно! Особенно интересно потом наблюдать, как посаженные твоими руками деревья растут, набираются сил и высоты. Ты взрослеешь — и они вместе с тобой…

По мнению Романа Мацкевича, каждому в жизни необходимо получать подобный опыт. Посадить дерево своими руками сродни тому, что испечь хлеб. Тот, кто не испытал, вряд ли сможет в полной мере понять и оценить, как это непросто и важно. А ведь столько чьих­то сил и времени вложено в то, без чего мы не обходимся в нашей жизни.

В последнее время на слуху тема открытия дошкольных лесничеств. Роману Александровичу такая практика кажется оправданным и перспективным начинанием. И вот почему.

Ребят нужно привлекать к созидательному труду, — опираясь на собственный опыт, утверждает наш герой. — Кроме того, это еще и прививает подрастающему поколению чувство ответственности, а также осознание того, каким уникальным богатством обладает родной край. Как же иначе ощутить тягу к лесу, если с ним не соприкасаться?! Я в юности за грибами и ягодами ходил. Самой атмосферой леса был буквально пропитан, поэтому к выпуску из школы уже четко знал, что моя профессиональная стезя на годы вперед пройдет по лесной тропинке…

Сразу после службы в армии Роман пошел работать в тогда еще Зеленковское лесничество Полоцкого лесхоза. Сначала — лесорубом, потом перевели в лесники. Ответственного парня, который быстро всему учился, руководство заприметило сразу и оценило его высокую исполнительность. Позже Роман Мацкевич отправился учиться на вальщика леса.

— Как только получил корочки, выдали пилу, и пошел с ней работать, — отмечает собеседник. — Вот уже в мае следующего года будет 29 лет как тружусь в лесхозе. Кажется, еще вчера мне старшие коллеги передавали свой опыт, в день давая свалить 3—4 дерева. А теперь уже сам стал «матерым» вальщиком.

По словам Романа Мацкевича, если время повернуть вспять и дать возможность что­то в своем выборе поменять, не стал бы этого делать. Как­то брат пытался на завод его перетянуть, но Роман Александрович остался верен своему призванию. Хоть труд вальщика леса физически тяжел и связан с большим риском, в другой роли наш герой себя не мыслит. Просто лес — уже часть его самого.

— Здесь я как рыба в воде, это моя родная стихия, — рассуждает Роман Мацкевич. — И коллектив у нас хороший, слаженный. Когда трудишься в кругу единомышленников, у которых аппетит к работе не меньше твоего, то и дело всегда спорится, а результаты радуют.

Конечно, сверхпопулярной профессию вальщика леса не назовешь, но уходящей в небытие она в обозримом будущем точно не станет. Какими бы ни были совершенными механизмы, они не заменят человеческий глаз, разум и руки. В этом Роман Мацкевич категоричен:

— Машина, безусловно, производительнее. Но не везде она может работать. Основное преимущество человека — большая деликатность и точность в работе. Участки по сложности бывают разные. Где­то сразу с трактором трелюем, чтобы заготовленную древесину не заставлять ждать своего часа. Понимаем, что она чувствительна к влаге. Где суше — по сортиментам режем, где сыро — хлыстами. Если место позволяет, стараемся подсортировать.

По словам вальщика, лес надо «читать»: где­то болото обойти, чтобы потом по нему не ездить и излишне техникой не рисковать. Корректируется это с учетом опыта и понимания командной работы.

— В лесу круглый год непростые условия, — расставляет акценты Роман Александрович. — Например, зимы стали мягче. В последние годы наблюдаю, что снега много, а земля не промерзла, значит, нелегко придется. Летом день длиннее, стараемся по максимуму использовать его. На работу в четыре утра стартуешь по холодку: глядишь, к надвигающемуся зною уже и нормы выполнены с лихвой. Чем больше сделал, тем больше заработал. Это стимулирует не просиживать штаны, а действовать. Здесь немалое значение имеет то, как организован труд.

По мнению Романа Мацкевича, в его профессии важно быть бдительным. За годы работы у него уже сложилась своеобразная формула успеха — не торопиться и быть аккуратным. Действуя суетливо или нахрапом, можно и по лбу схлопотать. А так оценил ситуацию, ничего не создает угроз — приступаешь к делу.

— Особенной осторожности и мастерства от вальщика требует разработка буреломов, — делится опытом собеседник. — В последние годы сильные ветра частые гости в нашем северном регионе. На прочность испытывают изрядно. Там, где похозяйничал ветровал, к работе нужно приступать, все четко продумав. Здесь важно уметь просчитывать, куда будет «палка стрелить».

Довелось Роману Александровичу поработать на буреломах в Чаусском лесхозе. В свое время и в Мозырском опытном лесхозе на усыханиях потрудился. По его словам, и там и там — лес, но свой, полоцкий, милее. И не в том дело, что отличается по породному составу, просто сердцу дороже тот, который у дома, где каждая тропинка не то что знакома, а полна добрых воспоминаний.

Разнообразить трудовые будни помогает давнее хобби — рыбалка. Любит над ушицей похлопотать у костра.

Роман Мацкевич служит достойным примером для других работников, например, по итогам областного соревнования среди рабочих ведущих профессий лесхозов Витебского ГПЛХО за 1­е полугодие 2022­го признавался победителем по профессии «вальщик».

Своим мнением о работнике с нами поделился лесничий Бельского лесничества Дмитрий Байцов:

— Роман Александрович — отличный труженик. Производительный, как маленький харвестер, если так можно выразиться. Знаю его уже 10 лет. Как только пришел работать в лесничество, отметил его организованность, заинтересованность в результате и добросовестный подход к делу. По исполнительности вопросов к нему нет. Примечательно, что сам зачастую проявляет разумную инициативу.

— Приятно было узнать, что мой труд так высоко оценили, — смущенно говорит Роман Мацкевич. — Когда с хорошей новостью позвонили из лесничества, очень воодушевили известием. Что тут скажешь? Вообще, мой принцип — больше дела, меньше слов. Но считаю важным отметить, что лес не приемлет сердец безразличных. Поэтому всем, кто сегодня трудится в нем и для него, желаю с большей энергией это делать, чтобы после радоваться тому, чего сумели достичь.

Мария УСОВА