Как работают спецлесхозы в Ветке и Наровле — в наиболее пострадавших от радиации районах 

37 лет назад более четверти лесного фонда Беларуси подверглось радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС. Однако боры и рощи в этой трагической истории сыграли и играют важную позитивную роль. В настоящее время белорусские леса, задержав радиоактивные вещества и прочно удерживая их, выступают биогеохимическим барьером для радионуклидов, не давая им распространяться на прилегающие территории. Более того, за эти годы учеными проведены более доскональные радиационные исследования лесного фонда. Выделены чистые участки и выращены новые леса. По данным Института леса НАН Беларуси, с 1986­го площадь лесов, пораженных радиацией, снизилась с 25,6 до 16 %. 

Говорили, люди здесь жить не будут 

Ветковский район от аварии на ЧАЭС пострадал более других в Беларуси. Невозможными для дальнейшего проживания были признаны 59 населенных пунктов. Больше, чем в районах, которые географически находятся ближе к АЭС. В 1986 году даже обсуждался вопрос об эвакуации всего райцентра (на тот момент была паника и не имелось адекватной информации — полномасштабных научных исследований). Сегодня в Ветковском лес­ни­честве Ветковского спецлесхоза слышны звуки пилы и топора. Это лесник Виктор Андропов чистит лес: 

— Живу здесь с 1985 года. Приехал на самом пике тех страшных событий. Люди были в панике. Но постепенно разобрались. Спасибо ученым и властям. Здесь у нас надо просто знать участки, где можно рубить, а где нельзя. Ведь радиационное загрязнение появлялось с осадками — пятнами. Поэтому фон может различаться на расстоянии 100 метров. Прошло много времени. Все больше добавляется чистых кварталов. Для этого проводится постоянный ра­диационный мониторинг. Такой же подход и к почвам. Могу вас заверить: вся наша древесина проходит самый строгий радиационный контроль в стране, а может, и в мире.  

Ветковский спецлехоз образован в 1993 году, но за 7 лет до катастрофы на ЧАЭС именно здесь проводились первые научные исследования по загрязнению лесного фонда. Уже в начале августа 1986­го был организован сектор радиоло­гии леса при Институте леса НАН Беларуси. Преследовались две цели: защитная и научная. Первая — на пораженных ра­дионуклидами сельхозугодьях высадить лес. Он должен был сыграть роль естественного барьера от распростране­ния радиоактивной пыли. Вторая — заложить площадки для научной работы. Была проведена беспрецедентная на тот момент в мировой практике посадка леса с вертолета. С 1994 года при спецлесхозе начал работу пост радиацион­ного контроля. Сегодня, где некоторые обещали бесплод­ную пустыню, шумят леса и живут люди. Они высаживают лес и за­готавливают лес, рассказывает подробности директор Ветковского спецлесхоза Виталий Судаков: 

— Территория у нас немалая, разрезанная зоной от­чуждения и отселения. Площадь лесного фонда составляет 102 930 га, из них покрытых лесом — 75 298 га. Заметьте — это всего на 4 лесничества. Поэтому работы много. Ког­да нас создавали, основная цель была — охрана леса от пожаров. Но сегодня мы полноценные участники лесного хозяйства. У нас имеются лесопункт, цех по пилению, же­лезнодорожная станция по отгрузке кругляка. Полностью обновлен автотракторный парк. Мы производим деловую и балансовую древесину. Пиломатериалы поставляем на внутренний рынок и экспорт. Процесс налажен. Сейчас наша главная задача — выйти на объемы выручки досанкционного периода и посадить лес. В этом году у нас запланировано 500 га и 700 га дополнений. Кстати, спецлесхоз — один из самых стабильных работодателей в районе. У нас работает почти 2 % трудоспособного населения. 

От бруса до живицы 

По объемам загрязнения Наровля может соперничать с Веткой. В советское время из­за природной красоты это был курортный рай, но авария на ЧАЭС внесла свои коррективы в жизнь района. В 1987 году по причине сильного радиоактивного загрязнения территории из со­става Наровлянского спецлесхоза переданы Полесскому государственному радиационно­экологическому запо­вед­нику 20 тыс. га земель, в 1992­м — 11,2 тыс. га. На базе ос­тавшейся территории было организовано 6 лесничеств. Общая площадь земель лесного фонда — 69 586 га, в том числе покрытая лесом — 60 293 га.  

Но как получить чистый лес на пострадавшей земле? Ответ на этот вопрос в свое время дал белорусский ака­демик Виктор Ипатьев. Основной механизм снижения кон­центрации радионуклидов в системе «почва — древесные растения» — это формирование почвенно­растительных барьеров, так называемой биологической перегородки.  

— На основе этого метода у нас имеются реко­мен­дации, — поясняет лесничий Колеговского лесничества Наровлянского спецлесхоза Юрий Ильяш. — Ком­би­ни­рованные посадки (например, сосна — береза плюс ряд других растений) становятся своего рода фильтром для радиоактивных частиц. Из двух пород одна накапливает значительно меньше (в допустимом диапазоне), а вместе они хорошо устойчивы для произрастания. Это показывают не замеры. Контроль ведется не только за древесиной, но и живицей, которую мы традиционно собираем. В прошлом году в нашем спецлесхозе заготовили почти 13 тонн ценной сосновой смолы. 

Кстати, в 2019 году в рамках задания Госпрограммы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС раз­ра­ботана методика экспресс­оценки содержания цезия­137 в древесине по коре основных лесообразующих пород. Внедрение методики позволяет существенно уп­ростить радиационное обследование лесосек. За всеми научными исследованиями и трудовыми подвигами стоит ежеднев­ная тяжелая работа людей, влюбленных в лес, подчерки­вает директор Наровлянского спецлесхоза Михаил Конопацкий: 

— Полесье часто называют глубинкой, но мы стараемся технологически не отставать от наших коллег в районах с более удобными условиями хозяйствования. Начиная с 2020 года у нас идет планомерное обновление мехпарка. Сегод­ня износ основного транспорта составляет не более 19 %. К сожалению, несколько раз откладывался запуск очень выгодного проекта — сушильного комплекса мощностью 6,5 тыс. кубометров лесопродукции ежегодно. Его работа даст нам дополнительные конкурентные способности. Это позволит снизить потери и увеличить объемы перевозки продукции и реализации с большей добавленной стои­мостью. Одна из основных задач этого года — лесовос­становление. Мы страдаем от постоянных погодных пе­репадов: то паводок, то засуха. Поэтому в этом году вы­садим 470 га, дополним посадки на территории в 900 га. Однако надо не забывать, что за всеми этими показателями стоят люди. Это наш самый главный капитал. И важнейшая цель спецлесхоза — сохранить кадры и создать условия для планомерного их обновления. Чтобы молодые специалисты приходили, закреплялись и перенимали опыт у старших профессионалов.  

По прогнозам ученых, научная и практическая дея­тель­ность человека плюс распад радиоактивных элементов и их миграция в глубь почвы способствуют тому, что к 2035 году площадь лесов, пораженных радиацией, в Беларуси снизится до 10 %. 

Станислав ГАЛКОВСКИЙ