Уходящая зима не скупилась на снегопады, а вот по-настоящему морозных дней было мало, особенно в южных регионах республики. Там уже давно сошел снежный покров, по болотам деловито ходят вернувшиеся из теплых краев журавли, а на дорогах царит весенняя распутица, что осложняет процесс заготовки древесины. На днях в ходе пресс-тура в лесхозы Гомельской и Брестской областей журналистам отраслевых, районных и республиканских СМИ показали, как разрабатывают лесосеки, до которых, казалось бы, невозможно добраться из-за высокого уровня талых вод, и вывозят древесину, несмотря на плохое состояние подъездных путей.

По колено в воде

В Мозырском опытном лесхозе ведут рубки главного пользования во всех 10 лес­ни­чествах, при этом самой проблемной по части доступности считается лесосека площадью 6 га в Романовском лесничестве (квартал 1, выдел 2). Заместитель директора — глав­ный инженер лесхоза Никита Потороченко рас­сказал, что к разработке этого участка приступили в середине февраля. Здесь произрастает ольха черная высокого качества, пригодная для производства фанеры. С одного ствола на этой лесосеке выходит порядка пяти сор­тиментов длиной 3,2 м с припуском 3,25. Реально получить фанерного сырья 75—80 %. Однако условия заготовки здесь сложные, если не сказать экстремальные. Низинное место, влажные почвы плюс растаявший снег сделали свое дело — лесосека затоплена.



Журналисты в сопровождении руководства лесхоза и специалистов по охране труда пробирались к ней от подъездного пути около километра по квартальной просеке, то оказываясь по колено в воде (чем выше сапоги, тем лучше!), то выбираясь на спасительные кочки. А все для того, чтобы запечатлеть трудовые будни работников, занятых заготовкой леса, и рассказать общественности, в каких непростых условиях они работают.

Разработать с наименьшими затратами

Вы спросите, зачем вести разработку такого участка в самый разгул весенней распутицы? Почему бы не подождать, когда немного подсохнет, а потом направлять туда людей и технику? Директор лесхоза Олеся Силич пояснила: идет последний год действия лесоустроительного проекта, откладывать вырубку больше нельзя. И без того долго ждали, чтобы приступить к этому участку. Рассчитывали, что зима подарит хотя бы несколько морозных недель. Тогда особых проблем не было бы. Но у небесной канцелярии свои планы — такой теплой зимы с обильными осадками не могут припомнить даже старожилы лесхоза.

Учитывая сложность этого участка, к разработке основательно подготовились. Руководители лесхоза выезжали на лесосеку, чтобы определить, возможно ли в принципе провести здесь рубки и вывезти древесину. Они прошли путь, по которому должна ехать техника, изу­чили особенности лесосеки, в разных местах дедовским способом, то есть обычной палкой, замеряли уровень воды. Определили место, где можно организовать промежуточный склад. Пришли к выводу: будет сложно, потребуются дополнительные затраты на перетрелевку древесины, но разработать этот участок вполне реально.

Задались целью провести процесс с наименьшими затратами, обязательное условие — сохранить в исправном состоянии технику.

— На такие участки мы отправляем только самых опытных работников, которые знают технологию, соблюдают правила и умеют обращаться с техникой, — заверяет главный инженер лесхоза. — Ведь при разработке труднодоступных лесосек много нюансов. Например, форвардер должен заезжать вглубь налегке, а загружаться по пути движения. Для тех, кто давно работает на трелевочной технике, это очевидно.

Задействована техника, но без ручного труда не обойтись

Сейчас на труднодоступной лесосеке задействован комплекс из харвестера и форвардера. В общей сложности здесь работают 7 человек. Помимо машинистов, ежедневно трудятся двое вальщиков леса. Они готовят участок к механизированной разработке, убирают подрост, чтобы у харвестера было больше возможностей для маневров. Кроме того, всегда есть деревья, которые не берет манипулятор, тогда в ход идут бензопилы. Заготовительной технике без гусениц не обойтись. Чтобы перемещаться по лесосеке, сооружается настил из порубочных остатков. Он не дает машинам провалиться в воду и грязь. Работников подвозят к лесосеке на УАЗе. Водитель «буханки» прикомандирован к бригаде. Помимо основных обязанностей, за­нимается вопросами материального обеспечения. Недалеко от лесосеки находится передвижная бытовка, где люди могут обо­греться и пообедать.

Торопиться не стоит, важна аккуратность

Миновав границу опасной зоны с над­писью: «Валка леса! Проход и проезд запрещены!», журналисты некоторое время наб­людали, как работает харвестер. Для тех, кто оказался на лесосеке впервые, было удивительно, с какой легкостью агрегат пилит стволы, разрезает на части и укладывает по разные стороны готовую продукцию.

Когда харвестер подобрался к краю лесосеки и заглушил мотор, журналисты не сразу смогли пообщаться с машинистом Алексеем Сергеенко. Понадобились время и помощь сопровождающих, чтобы преодолеть преграду из воды и порубочных остатков. Машинист рассказал, что трудится в лесном хозяйстве 20 лет. Романовское лесничество — его родное. Поэтому, несмотря на сложные условия, свою работу он любит, выполняет ее качественно.

— Техника у меня очень хорошая: высокопроизводительная и маневренная. Если постараться, то можно заготовить сверх плана, но конкретно на этой лесосеке торопиться не стоит, здесь важна аккуратность, — растолковывает Алексей Петрович.

Не раз ему приходилось застревать самому и вытаскивать напарника. Машинист демонстрирует трос, который всегда под рукой. В таких условиях его используют часто.

Машинист харвестера не только пилит и раскряжевывает деревья, он еще осуществляет подсортировку древесины, раскладывая отдельно фанерное сырье, круглые лесоматериалы, балансы и т. д. Если этого не делать, то производительность трелевки снижается в разы.

Экстрим в действии

Форвардер доставляет древесину на первый промежуточный склад (в смену с этой лесосеки вывозит около 150 кубов). Он расположен в километре от того участка, где ведется разработка. Одному из журналистов предложили преодолеть это расстояние в кабине форвардера вместе с машинистом. Участник пресс-тура потом рассказал, что такого экстрима ему еще не доводилось видеть. Ехали долго, путь был трудным: на отдельных участках гусеницы целиком погружались в болото, и каких усилий стоило машинисту, чтобы не увязнуть в грязи!



По прибытии на промежуточный склад форвардер выгружается и вновь отправляется на лесосеку. На этом складе весь день находится мастер леса, который обмеряет, маркирует сортименты и заносит данные в ЕГАИС. Габаритному сортиментовозу, даже трехмостовому, до этого склада не добраться. Сюда по бездорожью подъезжают более легкие трелевочные трактора МПТ 461.1 (сейчас задействовано 3 единицы, каждый вывозит по 50—60 кубов в смену). Они везут древесину за 6 км на второй промежуточный склад, который расположен возле дороги с твердым покрытием. Оттуда уже без проблем забирают продукцию сортиментовозы, чтобы доставить потребителю или на железнодорожный узел для погрузки в вагоны. Сейчас значительная часть древесины отгружается для ОАО «Речицадрев» и ОАО «Гомельдрев», установлены задания, которые необходимо исполнить.

Показатели выполняются

— Условия у нас тяжелые, но работа не останавливается. Все доведенные показатели по реализации продукции лесхоз выполняет, для этого коллективу приходится максимально мобилизоваться и прикладывать усилия. Сейчас среднемесячный объем заготовки составляет 25 тыс. кубометров, в том числе фанерного сырья — около 400, — подводит итог Олеся Силич. — В условиях распутицы вывезти из леса древесину — не самая простая задача. Сложность заключается еще и в том, что через территорию лесного фонда Мозырского опытного лесхоза проходит неф­тепровод «Дружба». Чтобы через него проехала тяжелая техника, необходимо предварительно оборудовать переезд из железобетонных плит. Сколько их нужно положить? Это зависит от глубины залегания труб в конкретном месте. Зачастую плиты невозможно доставить к месту переезда. Тогда принимаем управленческие решения, ищем и находим варианты, чтобы путь, по которому вывозится лес, не пересекался с трассой нефтепровода.

Ольха вырастет снова

Последний вопрос от журналистов: что будет на том месте, где ведется рубка? Этот участок после разработки пойдет под естественное заращивание. Создавать культуры, учитывая влажность почвы, нецелесообразно. А черная ольха очень хорошо возобновляется. Специалисты утверждают: пройдет несколько лет — здесь уже будет густая поросль.

Как вывезти древесину, когда подъездные пути непроходимы?

Пресс-тур продолжился посещением Кобринского опытного лесхоза. Особенность расчетной лесосеки этого лесохозяйственного учреждения в том, что здесь равномерный объем ольхи черной и сосны (по 40,6 тыс. кубометров), чуть меньше березы (18 тыс. кубометров) и других пород.

Работать продуктивно

Там, где растет сосна, особых проблем с заготовкой нет — преобладают сухие почвы, а вот ольха, как известно, любит низинные места с избыточной влажностью. На таких участках сложно проводить рубки главного пользования, еще сложнее вывозить древесину, особенно сейчас, когда подъездные пути превратились в месиво из талой воды и грязи. Однако коллектив Кобринского опытного лесхоза, как и их коллег из Гомельской области, эти обстоятельства не останавливают. Здесь стараются работать продуктивно и выполнять план по рубкам. Как отметил директор учреждения Николай Полуянов, в январе заготовили 13 тыс. кубометров древесины, в феврале намерены выйти на 15 тыс. кубометров.

Вырубили 4,5 га ольхи

Участникам пресс-тура предложили посетить два лесничества, где ведется освоение ольховых лесосек. Первой точкой стало Верхолесское лесничество (квартал 45, выдел 27), здесь недавно провели рубки на площади 4,5 га. Использовался механизированный способ, машинисты харвестера справились с этим объемом за 15 дней. Журналистам рассказали о том, что валка ольхи имеет свою специфику. Это не самая простая порода для заготовки, в процессе древесина может трескаться и отщелкивать. С ней следует работать аккуратно, чтобы получить годную продукцию. На этой лесосеке попадаются деревья с дуплами и гнилью, однако преобладает качественная древесина. Сортименты разложены отдельно, подготовлены к трелевке.

— Вот это фанкряж, то есть нижняя часть ствола, которая чаще всего используется для производства фанеры, — поясняет Николай Полуянов. — А чуть дальше лежат сор­тименты диаметром 18 см и более, длиной 3,26 м, которые пользуются устойчивым спросом, также есть четырехметровое техсырье.

Встречаются на лесосеке и «примеси», то есть другие породы. В основном ель — ее тоже выпиливают, складируют и трелюют отдельно. На лесосеке харвестер оставил расти несколько деревьев ольхи. Зачем? Для того чтобы получать семена. Этот участок пойдет под естественное заращивание, соз­давать культуры не планируется.

Достать древесину, вывезти на штабеля

По большому счету эта лесосека не является труднодоступной. Харвестер здесь передвигался без особых сложностей. Справившись с объемом, переместился на другую лесосеку, теперь уже сосновую.

А вот трелевать спиленную ольху проблематично. Последнюю неделю на Кобринщине практически без перерыва идет дождь, подъездные пути размыты. Каждый раз форвардер, продвигаясь от лесосеки до промежуточного склада, рискует увязнуть
в грязи.

Габаритной машиной МЛПТ-344 управляет опытный работник Олег Зубков. Он трудится в лесхозе 16 лет, начинал с трелевки трактором. На форвардер пересел два года назад:

— Это мое! Техника очень надежная, удобная в управлении, неплохо ходит по болотам и низинам. Я уже давно работаю на ольховых участках. Моя машина как нельзя лучше подходит для таких условий. С ней можно откуда угодно достать древесину и вывезти на штабеля. Видели, какая дорога сюда ведет? А форвардер ее совсем разобьет, будет еще хуже. Но, я уверен, с задачей справимся: скоро все перетрелюем и отправимся на другой участок.

Дорогу к лесосеке мы, разумеется, видели. Стороннему наблюдателю она кажется совершенно непроходимой. Поэтому интересуемся, насколько сложно управлять техникой в таких условиях. Наш собеседник поясняет: поначалу было трудно, а когда приспособился, выработал оптимальную манеру вождения, стало легче. По его мнению, очень важно чувствовать технику и понимать, как с ней обращаться. Тогда она прослужит долго.

Также Олег Зубков рассказал журналистам, что тяжелой работы не боится, заинтересован в том, чтобы вывозить в смену максимальное количество кубов. Оплата труда в лесхозе честная: чем больше сделаешь, тем больше получишь. Работать спустя рукава в их коллективе не принято.

Лесосека в приграничной полосе

В эти дни осваивают ольховый участок и в Дивинском опытно-производственном лесничестве, которое находится в приграничной полосе. Эта лесосека (3,5 га) располагается в низине в отдалении от населенных пунктов. Чтобы журналисты смогли туда попасть, лесхоз предоставил УАЗ повышенной проходимости: обычная легковушка не преодолела бы и части этого пути. Ехали к участку той же дорогой, которой каждый день добираются до места работы вальщики и мастера. На собственном опыте убедились, насколько сильно разгулялась распутица. УАЗ раз за разом подбрасывало на ухабах, колеса буксовали в грязи, распугивая гуляющих по полю
птиц.

Заболоченность и много подроста

На этой лесосеке добывают ольху ручным способом. Направлять сюда комплекс из харвестера и форвардера не решаются.

— Высока вероятность, что тяжелая техника увязнет. Доставать, учитывая отдаленность участка от нормальных дорог и населенных пунктов, будет проблематично, — отмечает директор лесхоза.
Лесовод с удостоверением вальщика Леонид Лихван использует бензопилу. За один подход он валит несколько деревьев, обрезает сучья и готовит необходимый объем для трелевки. Потом раскряжевывает сор­тименты, замеряя расстояние рулеткой.

Он рассказал журналистам, что на этой лесосеке сложно работать из-за заболоченности. Кроме того, здесь много подроста, что не лучшим образом влияет на темп заготовки. Но с этим ничего не поделаешь — такова особенность участка.

— На первое место я ставлю безопас­ность как собственную, так и коллег. Важно, чтобы в тот момент, когда я работаю с бензопилой, поблизости никого не было. Всегда это проверяю перед тем, как приступить к валке, — посвящает нас в нюансы Леонид Лихван.

Трелюют ольху с помощью трактора и чокеров. Тележками вывозят на промежуточный склад, где собирают определенный объем и готовят к дальнейшей транспортировке.

Люди трудятся весь день под открытым небом в непростых условиях. Как мы уже говорили, последнюю неделю шли дожди. Заготовка древесины при этом не останавливалась, все понимают, насколько важно «достать ольху» и отправить потребителям. В лесхозе нам сообщили, что работники обеспечены спецодеж­дой и СИЗ, на лесосеке показали вагончик, в котором можно обсушиться и обогреться.

Впереди много работы

ближайшее время коллективу лесхоза предстоит ударно потрудиться. Под освоение запланировано еще много ольховых лесосек. Для этого есть все необходимое: техника, укомплектованный штат машинистов. В дополнение к этому имеются 18 вальщиков леса и 18 лесоводов с удостоверением вальщиков, что помогает оптимально распределять ресурсы и планомерно вести разработку лесосек.

Остается актуальной проблема доступности некоторых участков. По словам Николая Полуянова, заготавливать и вывозить ольху будет проще, когда завершится строительство лесохозяйственной дороги в Засимовском лесничестве, где запланирован под освоение большой объем этой породы. Там уже проложены три дороги, а строящаяся (четвертая) позволит их закольцевать, что в разы повысит доступность участков и позволит эффективно вести заго­товку.

Сейчас много древесины Кобринский опытный лесхоз реализует ЗАО «Пинскдрев», есть выгодные конт­ракты с «БЕЛЛЕСЭКСПОРТом», которые необходимо выполнить независимо от условий разработки. Кроме того, вывезенную из леса древесину, в том числе и ольху, в больших количествах перерабатывают в собственном цехе. Изготавливают вагонку, полки для бани и другую продукцию, пользующуюся спросом. Это дает возможность лесхозу стабильно работать и
развиваться.

Светлана НАРЕЙКО
Фото автора