Работники лесного хозяйства со стажем хорошо знают Василия Стельмаха. Ветеран лесного хозяйства, обладатель государственной награды «За трудовые заслуги», нагрудного знака «Ганаровы лесавод», рассудительный, талантливый руководитель с отличным чувством юмора, которое не раз помогало разрядить напряжение в непростых рабочих делах. На минувшей неделе Василий Степанович отметил свое 75-летие! Мы съездили в гости к юбиляру, вспомнили время грандиозных строек, госпланов по выпуску хвойно-витаминной муки и поговорили о лесном деле, которое продолжает его сын Виталий.

Исключительно «Василий Степанович»

Молодой и неопытный специалист, только окончивший БТИ им. С. М. Кирова, Василий Стельмах приехал в 1971 году в Гута-Михалинское лесничество Ивацевичского лесхоза (ныне опытного). Нового лесничего коллектив встретил с почтением и уважением — в то время он был единственным в лесничестве специалистом с высшим образованием. А вот в практических навыках серьезно уступал своим коллегам, из-за чего поначалу сильно
переживал.

— Площадь лесного фонда лесничества составляла около 20 тыс. га. И работало в нем 15 лесников. Все — люди опытные, меньше 45 лет никому не было, — вспоминает Василий Степанович. — Мастеров леса в то время называли участковыми техниками, и только у одного в лесничестве было профильное образование на уровне техникума. Остальные были практиками. Но с первого дня все обращались ко мне исключительно «Василий Степанович», никакого пренебрежения или насмешек не было.

Старший брат Василия Степановича Владимир тоже работал в Ивацевичском лесхозе. Его пример вдохновил нашего героя поступать именно на лесной факультет. По вечерам молодой лесничий звонил более опытному брату и советовался по разным рабочим моментам, чтобы не оплошать перед коллективом.

Одного вдохновения для жизни в глубинке мало: нужно было решать бытовые проблемы. Это сейчас лесхозы создают комфортные условия проживания для своих молодых специалистов. А в то время молодой лесничий ютился в бывшем здании лесничества.

— Мы перенесли это здание со старой базы, получился дом на две квартиры, где и по сей день живут люди, — вспоминает Василий Стельмах. — В одной квартире поселились мы с женой, вторую передали леснику.

Летом — верхом, зимой — на санях

Наши постоянные читатели наверняка помнят, как несколько лет назад в «БЛГ» были опубликованы снимки счастливых лесничих с новенькими автомобилями «Нива». Сегодня в структурных подразделениях лесхозов много разной техники — от легковых автомобилей до пожарных машин. А полвека назад в лесничестве были один трактор и лошади.

— Пожарной техники не было, о видеоконтроле никто и мечтать не мог. Пожарный сторож поднимался на 30-метровую вышку с биноклем и вел оттуда наблюдение. Мониторить лесной фонд помогало авиапатрулирование. При обнаружении огня самолет сбрасывал вымпел над зданием лесничества с координатами возгорания, — вспоминает Василий Степанович. — При этом крупных лесных пожаров у нас не случалось. Как только в лесу замечали дым, все лесники на велосипедах были тут как тут. Сам я ездил на лошади: летом — верхом или на телеге, а зимой — на санях. Ведь даже служебного мопеда у лесничего не было. Имелись один трактор МТЗ-50 и ТДТ-55 на гусеничном ходу.

Через 3 года Василию Стельмаху передали мотоцикл, правда, не на ходу. В рабочее состояние его привел техник-лесовод — мастер на все руки. Как только лесничий получил мотоцикл, из леса практически не выезжал. Увидел след — отправлялся по нему в деревню и вычислял того, кто привез домой тайком несколько бревен. Так местные жители быстро поняли, что нужно жить по закону.

Время строек

Молодой и способный лесничий в 1974 году становится главным лесничим Ивацевичского, а через 3 года — Микашевичского лесхоза Брестской области. В 1984 году Микашевичский лесхоз присоединяют к Лунинецкому, и 35-летнего Василия Стельмаха назначили на должность директора этого большого лесохозяйственного учреждения.

— Куда бы я ни приходил на должность, везде занимался стройкой — как служебных квартир, так и зданий лесничеств. Всегда считал и считаю, что работники должны жить и работать в комфортных условиях. Однажды на съемную квартиру ко мне приехал замминистра лесного хозяйства С. А. Рублевский, — вспоминает Василий Степанович. — Он был очень удивлен тем, что главный лесничий снимает жилье, и поинтересовался, построю ли я квартиру сам, если мне выделят на это деньги. Я ответил: «Конечно, построю!» В то время даже с финансовыми возможностями приобрести строительные материалы было очень сложно. Но мне удалось договориться с начальником строительного комбината и купить кирпич. Взаимоуважение и умение договариваться сопровождали меня всю жизнь.

При Василии Стельмахе Лунинецкий лесхоз всех своих работников обеспечивал жильем — и на условиях долевого строительства, и силами своей строительной бригады, где в то время трудились 18 человек! Каждый год лесхоз готовил к сдаче двухквартирный дом и его работники получали ключи от новеньких квартир.

За высокие производственные показатели Василию Стельмаху как руководителю Лунинецкого лесхоза дважды вручали переходящее знамя Государственного комитета СССР по лесному хозяйству. Такой знак почета доставлял лично из Москвы в Лунинец заместитель председателя Госкомлеса СССР.

В 2003 году Василий Степанович принял предложение возглавить Брестский лесхоз и переехал с семьей в областной центр.

— Первое, с чего начал, — это реконструкция здания лесхоза по улице Кобринской в Бресте. Его расширили, проложили канализацию, оборудовали санузел. Следом построили новые здания Томашовского и Домачевского лесничеств, которые находились в частных домах. Пришел на должность директора в мае, а в сентябре эти лесничества отметили новоселья, — вспоминает наш герой.

Интересный факт: новое здание Томашовского лесничества сделали из бывшего здания сельсовета. И лесничий переехал в свой новый рабочий кабинет, где за несколько десятилетий до этого заключал брак со своей женой.

— Считаю, здания лесничеств нужно строить на совесть, поскольку они останутся в наследство еще не одному поколению лесоводов, — уверен Василий Степанович.

Наш герой руководил Брестским лесхозом 13 лет, а если подсчитать суммарный стаж Василия Стельмаха на должностях директора лесхозов, получится 32 года! Такое доверие со стороны областного объединения и Минлесхоза заслуживают единичные профес­сионалы.

Хвойно-витаминная мука

В 1970-е годы по всему Советскому Союзу действовал план на заготовку хвойных лапок для производства хвойно-витаминной муки. Лесхозы заготавливали хвойные лапки, в цехах ширпотреба измельчали хвою в муку, которую добавляли в комбикорм для домашнего скота. Василий Степанович вспоминает, как один лесхоз мог выпускать такой муки до 800 тонн в год! С распадом Советского Союза в 1990-е годы массовое производство хвойно-витаминной муки прекратили.


Лесное дело продолжается


Виталий Стельмах признается, что лесную профессию выбрал сам. Отец никогда не давил своим авторитетом, но его пример действовал лучше любых слов и уговоров. То, как преданно отец относился к своему делу, отложилось в памяти Виталия. К слову, Василий Степанович всегда умел заметить и направить на верный путь способных специалистов в своей команде. Так, 5 человек, которые работали под руководством Василия Стельмаха, стали директорами лесхозов.

Сын Виталий попробовал себя в качестве лесничего Пелищанского лесничества Брестского лесхоза, затем стал инженером по охране и защите леса этого же учреждения и продолжает семейную династию уже 4-й год. Любить лес — теперь это не просто традиция, а дело жизни семьи Стельмах.

Мы присоединяемся ко всем добрым словам, которые прозвучали в адрес Василия Степановича по случаю его юбилея, желаем ему здоровья и неиссякаемого оптимизма!

Татьяна БИНДА
Фото автора