«Я мог бы сниматься в фильмах, как Леонардо Ди Каприо, но выбрал лесоустройство», — шутит Артур Бебех, инженер-таксатор 1-й Минской лесоустроительной экспедиции РУП «Белгослес». К слову, с медведем Артуру, как и герою Ди Каприо, все же довелось встретиться. И не в кино, а в реальной жизни! О буднях инженеров-таксаторов и новом лесоустроительном сезоне — в нашем репортаже.

Вот уже пятый полевой сезон Артур Бебех таксирует лесной фонд вместе со своим другом и коллегой — инженером-таксатором Иваном Ненартовичем. На этот раз парни находятся в Скидельском лесхозе и пробудут тут до ноября, пока не изучат все лесные кварталы, которые им определены.

Артур пришел в лесо­устройство сразу после окончания БГТУ, а через 3 года к нему присоединился Иван, в прошлом помощник лесничего.

— Мой дедушка был лесничим, отец более 25 лет проработал мастером леса и его братья — лесничим и главным инженером. Так что у меня просто не было других вариантов для поступления, кроме как лесохозяйственный факультет БГТУ, — рассказывает Артур. — С профессией определился методом исключения, ведь инженеров-таксаторов в семье еще не было. В РУП «Белгослес» распределяли лучших, учился я хорошо, поэтому удалось попасть в 1-ю Минскую лесоустроительную экспедицию.

Иван Ненартович проходил стажировку у своего уже опытного коллеги Артура. Адаптация, по словам молодого человека, прошла легко. Знания, полученные в БГТУ, очень помогли в новой профессии.

— Обычно около 7 месяцев в году инженеры-таксаторы находятся в командировках. Приходится постоянно менять жилье, ведь следующий полевой сезон таксатор проводит на новом месте. Не каждый оказывается к этому готов, — рассуждает Иван.

— На инженера-таксатора ложится огромная ответственность. Результаты проведенного им лесоустройства становятся основой для планирования работы лесхоза на ближайшие 10 лет. Он определяет, где и какой вид рубки проводить, где создавать лесные культуры. Поэтому все результаты полевых работ во время камеральной обработки собранного материала проходят несколько проверок. Ошибка в нашей работе стоит слишком дорого: это и материальные потери, и в первую очередь ущерб природе, — добавляет Артур.

Ребятам есть у кого учиться и перенимать опыт лесоустройства. Примером мастерства служит начальник лесоустроительной партии 1-й Минской лесоустроительной экспедиции Иван Козел — опытный и требовательный наставник. Он проводит у инженеров-таксаторов минимум две проверки качества проделанной работы за сезон. Также их работу в любой момент могут проверить специалисты как «Белгослеса», так и Минлесхоза.

Парни пока не женаты, поэтому сильно не привязаны к какому-то одному месту, которое можно считать домом. Полевая романтика путешествий — одна из особенностей профессии, за что ей так преданы многие лесоустроители. Как показывает практика, в профессии остаются и те, кто обзавелся семьей. А поддержка близких чувствуется даже на расстоянии.

Начальник 1-й Минской лесоустроительной экспедиции Александр Смалюк:
— Работа у инженера-таксатора есть в любую погоду. Если идет дождь, он остается дома, заполняет карточки таксации, анализирует собранный материал. Специалисты сами распределяют объем работ, однако все запланированное на месяц должно быть выполнено точно в срок. Ничего не делать весь полевой сезон в на­дежде на то, что в последнюю неделю инженер-таксатор сможет наверстать упущенное и собрать информацию, не получится. Это попросту невозможно.

В этот полевой сезон Иван Ненартович и Артур Бебех живут неподалеку от Скидельского лесничества, в деревенском доме, где есть все удобства для комфортного отдыха по возвращении с полевых работ. До нужного участка лесного фонда инженеры-таксаторы добираются на мотоцик­лах, предоставленных РУП «Белгослес». Но большую часть дня приходится ходить пешком — получается не менее 15—20 км.

Такой ритм обязывает всегда держать себя в хорошей физической форме — ребята занимаются спортом. Артур даже стал кандидатом в мастера спорта по пауэрлифтингу и тяжелой атлетике. Иван рассказывает, что тяжелее всего таксировать лесные кварталы, где произошли буреломы. Приходится пробираться через поваленные деревья, порой по колено в воде.

Та самая встреча

Полевая жизнь инженера-таксатора не обходится без приключений. И случай, который произошел с Артуром Бебехом, — тому яркое подтверждение. Так, во время таксации в Глубокском опытном лесхозе молодой человек впервые встретил медведя. Этот случай Артур запомнит на всю жизнь.

— Был первый день командировки. Я шел по лесу и, не поднимая головы, смотрел на усыхающий ельник. Вдруг в метрах 15 от себя вижу медведя! Во-первых, еще никогда так близко не подходил к зверю. Во-вторых, это были не привычный лось или косуля — их мы видим прак­тически каждый день. Это был самый настоящий медведь! Раньше часто задумывался, как бы я себя повел, встретившись с ним однажды. И вот эта встреча произошла на самом деле. Присмот­ревшись, увидел за ним еще одного косолапого! Тут я, конечно, на мгновение окаменел. Вспомнился фильм «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Решил сбросить с себя рюкзак, чтобы отвлечь на него внимание, стал потихоньку отходить назад, а затем принялся бежать что есть силы.

Перед началом полевых работ инженеров-таксаторов готовят к встречам с дикими животными. Но на практике, когда все происходит внезапно, мозг сам подсказывает лучший для себя вариант выживания. Кстати, по самой распространенной версии, имя Артур произошло от кельтского имени Arthur, которое в переводе означает «медведь».

Практические тренировки

Перед началом полевых работ на каж­дом лесоустроительном объекте для лесоустроительной партии организуют тренировку. Инженеры-таксаторы рассказывают о методах и способах таксации, демонстрируют работу приборов для определения возраста, полноты и высоты деревьев. Затем начальники партии и экс­педиции отправляются с работниками на пробные площади, чтобы лесоустроители спустя полгода камеральных работ освежили в памяти методы лесоустройства. И на третий день тренировок инженеры-таксаторы уже готовы выйти на так называемый таксационный ход, обработать не менее 10 выделов, заполнить карточку таксации и сдать ее начальнику партии. В Скидельском лесхозе лесоустройство проводят 6 инженеров-
таксаторов.

— Нужно уточнить все, начиная от площади особо охраняемых природных территорий и заканчивая границами лесного фонда лесхоза. Таксировать предстоит 55 тыс. га. Есть в структуре лесоустроительной экспедиции также лесопатологическая партия, выполняющая работы по экспедиционному лесопатологическому обследованию, — уточняет Александр Смалюк.

Кроме того, каждый год инженеры-таксаторы повышают квалификацию в Центре подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Минлесхоза. А лучшие представители профессии участвуют в конкурсе профессионального мастерства «Таксатор года». Так, Артур Бебех дважды демонстрировал свое мастерство: поначалу занял 5-е место в личном зачете, а в прошлом году улучшил результат и поднялся на 4-ю строчку.

За 8 лет работы инженер-таксатор успел протаксировать лесной фонд Сморгонского опытного, Ивьевского, Жлобинского, Быховского, Лунинецкого, Белыничского и Пружанского лесхозов, а также в один из сезонов проводил лесоустройство в лесах Нижегородской области. А Иван Ненартович трудился в лесном фонде Жлобинского, Белыничского, Быховского, Пружанского лесхозов. Кроме того, ребята выезжали на помощь коллегам и в другие лесхозы.

— Самыми сложными стали полевые работы в Быховском лесхозе, где прошли вет­ровалы. Приходилось пробираться через поваленные деревья, проводить обследования пострадавших кварталов, — вспоминает Иван. — Также мы помогали справиться с отводом ветровально-буреломных лесосек Горецкому лесхозу.

На вопрос о том, какие планы ребята строят на будущее, Артур Бебех ответил строчкой из Фрейда: «Любовь и работа, работа и любовь — вот основа счастья». А Иван Ненартович добавил: «Хочется этот полевой сезон окончить вовремя и собрать максимально точную и полную информацию, с которой в дальнейшем будем разбираться уже на камеральных работах в Минске». Пожелаем ребятам удачи!

Татьяна БИНДА
Фото автора